Исход: Цари и боги
Рейтинг 5

Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена. Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу. Ребенка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамзесом — будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей бежит из Египта, а затем возвращается ..

Summary 5.0 Рейтинг
Рейтинг 0
Summary rating from user's marks. You can set own marks for this article - just click on stars above and press "Accept".
Accept
Summary 0.0 Рейтинг

Исход: Цари и боги

Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена.

Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу. Ребенка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамзесом — будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей бежит из Египта, а затем возвращается туда по велению Господа, чтобы избавить свой народ от оков рабства…

Эта история об освобождении еврейского народа от власти Египта. Люди, живущие в страхе, голоде и нищете идут за Моисеем (Кристиан Бэйл), которым руководит сам Господь Бог.

Растущие бок-о-бок в храме фараона Сэти (Джон Туртурро) Рамзес (Джоэл Эдгертон) и Моисей становятся хорошими друзьями. Но со смертью отца злые языки доносят Рамзесу — наследнику трона — о том, что Моисей рожден в еврейской семье и не может находится в священных покоях. Узнав об этом, Рамзес изгоняет своего советника Моисея из Мемфиса, полностью сосредотачивая власть в своих руках.

Ридли Скотт свою картину делает больше не исторической, а эффектной, выгодной с точки зрения спецэффектов. Это слишком сильно бросается в глаза при просмотре. Я не слишком силен в истории данных событий, но думаю найдется не мало людей, которые скажут, что исторически картина не верна, все рассматривается весьма однобоко, египтяне — плохие, евреи — хорошие. Хотя всем понятно, что так однозначно судить нельзя. А спецэффектов действительно много — масштаб съемок виден невооруженным глазом, компьютерная графика почти не заметна, да и нашествие лягушек, крокодилов, мух и саранчи смотрится очень убедительно. 3D-эффекты заметны в паре-тройке моментов, поэтому смотреть рекомендую в обычном формате, не напрягая зрение.

Понятно, что все декорации в фильме абсолютно вымышленные, потому что сам недавно побывав в Египте и представляя перед глазами его былое величество, ничего похожего я там не нашел.

Кристиан Бэйл, хорошо известный нам по роли супергероя Бэтмена, на этот раз предстает в роли целомудренного, рассудительного и верующего Моисея. Не скажу, что это его лучшая роль, тем более что играть подобное ему не в первой, но смотрится он весьма убедительно. Приятно увидеть в фильме таких знаменитых актеров, как Джон Туртурро, Бен Кингсли и Сигурни Уивер. Интересно, а причастность Испании к этому проекту заключается в том, что в фильме сыграла Мария Вальверде — звезда «Три метра над уровнем неба»?

Из работ самого Скотта сравнить фильм можно с «Царством небесным» и «Гладиатором». Но он уступает как первому, так и второму. К сожалению, огромный по масштабам съемок и бюджету проект Скотта не оправдал моих ожиданий. Фильм смотреть достаточно скучно, спасает только игра актеров и музыка.

Не советую смотреть фильм ярым фанатам Ветхового Завета, историкам и культурологам. Но если просто отдохнуть от повседневной суеты и расслабиться в кинотеатре с попкорном — это ваш вариант — очередной американский блокбастер в претензией на гениальность.

Andrey1990

К сожалению, уже второй подряд фильм сэра Ридли Скотта не оправдывает ожиданий. Его «Прометей» оставил больше вопросов, чем дал ответов, рассказав историю без начала и конца. Но он может искупить свои сценарные грехи в продолжении. А у фильма «Исход: Цари и Боги» его, очевидно, не будет. Так что все неоднозначные моменты останутся без пояснения.

Есть серия научно-популярных фильмов, рассказывавших о реальных причинах событий, называемых «казнями египетскими». Кроме смерти всех первенцев «неевреев», всё было объяснено с научной точки зрения. Отлично, можно было предположить, что Скотт снимет сцены с божественным вмешательством так, чтоб можно было истолковать их двояко. Скептик скажет «неплохо они эти естественные явления выдали за кару божью», а верующий ответит «Совпадение? Не думаю». Но на деле всё показано больше как чудеса, нежели совпадения. Придворный учёный в фильме, пытавшийся объяснить всё рационально, был повешен. С ним будто пропала и хоть какая-то логика и надежда на непредвзятость.

Что касается оболочки, в визуальном плане фильм выглядит красиво. Масштабные декорации и внушительная массовка, в кинокартинах такого калибра так и должно быть. Египетская столица показана следующим образом — всё помпезно, рельефно и по возможности покрыто золотом. Здесь везде мраморные залы и обязательное наличие колонн и арок, ручные леопарды и стражники на каждом углу, соотношение господ и прислуги в пропорции 10:1. Может оно так на самом деле и было 5000 лет назад в этой чудесной стране. Но первое впечатление таково, что это всё кажется гиперболизированным. Пресыщение деталями и знаками той культуры, нарочитый блеск и безупречность костюмов и интерьеров. Как будто современный начинающий дизайнер заказал из всех каталогов мебель, статуэтки, ковры и другие вещи, которые выполнены в стиле Древнего Египта и всё впихал в две-три залы. Я понимаю, у съёмочной группы наверняка были советники по культуре и истории, но может их специально не во всём послушались. Киношный Древний Египет, очевидно, намного легче продать, чем воссозданный достоверно.

Главное противостояние в фильме, конечно же, между Моисеем и Рамзесом. Настоящий египетский фараон и его сводный брат, оказавшийся избранным евреем, который должен освободить свой народ из рабства и привести их на Землю Обетованную. Кристиан Бэйл в роли Моисея, этот валлиец превосходно покажет вам кого захотите. Но сценарий-то в фильме такой, что его роль не так сложна, как может показаться. Здесь Моисей показан как покорный исполнитель. Египтяне говорят ему — «ты наш принц». Моисей: «Хорошо, поехали усмирять варваров». Евреи говорят ему — «ты наш избранный, спаси нас». Он жертвует всем, чтобы им помочь. Жена говорит, «я тебя очень люблю, останься со мной». И он лет 10 живёт с ней, пока его народ страдает и гибнет на стройках пирамид и гробниц. Бог или иллюзия, говорящая с ним, когда он выходит за пределы селения, наконец заставляет его принять верные решения. Таким образом, Моисей показан как всё время сомневающийся и мечущийся с растерянным видом наивный солдат. Но это огреха режиссёрские, не актёрские. Сам Бэйл выжал из роли всё, что можно было.

Играющий Рамзеса Джоэл Эдгертон поначалу казался не самой подходящей кандидатурой для роли египетского фараона. Дело во внешности, на него он похож не больше, чем Джеки Чан на вождя ацтеков. Тут вопрос чисто технический, так сказать. Но австралийский актёр преобразился до неузнаваемости и заставил взять назад слова о ошибке при наборе актёров. Он блестяще показал беспринципного и жестокого правителя, не желающего принимать очевидные знаки и навлекающего на Египет гнев божий. В общем, Бэйл и Эдгертон, просторечно выражаясь, тащили фильм, пытаясь отвлечь наше внимание от сюжетных провисаний и парадоксов.

Но вот совершенно непонятно, почему к исполнению второстепенных ролей было привлечено столько известных актёров, когда их герои за все 2,5 часа фильма говорят лишь 2,5 фразы и никак не раскрывают своих персонажей. Джон Турттуро, его герой — старый фараон-отец Сети, благословляет Моисея и Рамзеса и умирает. Сигурни Уивер — играет их мать, от неё три реплики, пара мельканий на заднем плане во время ссор братьев и всё. Бен Кингсли, играющий еврейского старейшину, сообщающего Моисею о его предназначении. Но никаких длинных и убедительных речей: «Ты избранный, ты освободишь еврейский народ от рабства. Так сказано в пророчестве» Всё. Аарон Пол (в интервью говорил, что из верующей семьи и очень хорошо знает Библию) играет Иешуа — который только и делает, что кивает, когда Моисей что-то ему приказывает или рассказывает, ну и подглядывает за «разговорами» Моисея и Бога. Получился запоминающимся лишь герой Бена Мендельсона — подлый казнокрад и доносчик, которого нам хочется придушить бы собственными руками — что и требовалось сыграть.

Вообще, можно поставить такой вопрос: «А нужен ли был этот фильм?». Хотели экранизировать библейскую историю? Совсем недавно ведь был снят «Ной», довольно неудачно, как мы видели. А «Исход» сделан по тем же принципам толкования: вычленение иносказательных моментов или конкретных из Библии было проведено весьма спорно. Хотели рассказать про угнетение евреев и их стойкость несмотря ни на что? При всём уважении, всех фильмов про Холокост уже хватит для того, чтобы убедить нас как все ненавидели евреев и как, не смотря ни на что, они продолжают существовать как народ и даже процветать. Скотт хотел снять психологическую драму? Тогда почему все герои поверхностные и стереотипные? Моисей — типичный супергерой, который прошёл через все стадии становления. Это неведение о своей суперсиле, озарение о предназначении, отрицание, признание своей высшей цели, успех, катарсис. Ничего нового, так что здесь невозможно что-либо заспойлерить. Как вот вы знаете эту библейскую историю, так точно так же она и экранизирована, ни одной сцены, которая была выдающейся и как-то могла удивить. В этом случае даже отсебятина была бы лучше для фильма, чем этот каноничный сказ о вожде народа и фразе «С нами Бог, и не важно кто против нас».

azcrespo