Франсуа Озон: «Мне хотелось рассказать прекрасную историю любви»
На российские экраны вышла картина Франсуа Озона «Новая подружка», к съемкам которой он готовился более двадцати лет. Главная героиня фильма, девушка по имени Клэр (Анаис Демустье), никак не может смириться со смертью подруги детства. Окончательно справиться с горем, а заодно обрести себя ей удастся только в конце ленты. На протяжении 105 минут, которые длится фильм, Озон будет соблазнять и героиню, и зрителей, предлагая сыграть в свою любимую игру под названием «Ищите женщину».
Картина, написанная узнаваемым Озоновским почерком, очень психологична. Это не просто рассказ о людях, это история о поиске своего «я», который не может быть простым. На первый взгляд, все очевидно. Скромная героиня Демустье из серой мышки превращается в эдакую femme fatale, а Ромен Дюрис, один из самых мужественных французских актеров, носит каблуки и красит губы. Однако признаться себе в том, кем ты являешься на самом деле, порой гораздо сложнее, чем рассказать об этом другим. Именно в таких вещах Озон мастер, впрочем, как и автор первоисточника Рут Ренделл, по произведениям которой уже ставили фильмы и Альмадовар, и Шаброль.
По случаю премьеры «Новой подружки» Франсуа Озон рассказал КиноПоиску о том, как рождался этот необычный фильм.
О литературном источнике и долгом пути к экранизации
В основе фильма лежит новелла Рут Ренделл, которую я прочитал около двадцати лет назад. Тогда я хотел снять по ней короткометражку, потому что в новелле всего 15 страниц, но не смог найти на это деньги. Я был еще недостаточно известен, плюс у меня не получилось отыскать подходящего актера на главную роль. Поэтому я временно отказался от этой идеи, но держал ее в голове. Кроме того, в новелле Ренделл было кое-что, что мне не давало покоя: все заканчивалось убийством.
Прошло время, и я понял, что не хотел, чтобы у этого сюжета был драматичный финал. Мне хотелось рассказать прекрасную историю любви. Поэтому я решил перенести самые печальные события в начало, сняв сцену похорон, чего не было в оригинале. Я подумал, что эта сцена поможет зрителям лучше понять мою задумку и мотивацию героев. В особенности то, как после смерти Лоры возникла дружба между Давидом и Клэр.
О том, как секс-символ Франции примерил образ женщины
Ромен Дюрис очень популярен во Франции. Он своего рода секс-символ, эдакий романтичный парижанин. И, честно говоря, выбор его на эту роль был неочевиден. Но однажды мне попалось на глаза интервью с Роменом, где он признается, что мечтает сыграть женщину. Поэтому я позвал его на пробы — в соответствующей одежде и гриме, во время которых я понял, что ему все очень нравится. Для него это была как детская игра с переодеванием! Я предложил Дюрису эту роль, а он с радостью согласился. Мне кажется, это мечта жизни любого актера — сыграть персонажа противоположного пола, потому что только так, не будучи скованным привычными рамками, он может показать совершенно другого себя.
О двух сторонах Ромена Дюриса
С Роменом Дюрисом мы проделали большую подготовительную работу, ведь он играет две роли — Давида и Виржинию. И, как это ни странно, ему было намного проще играть женщину, чем мужчину, потому что в этом персонаже много искусственного. Макияж, прическа, платье, каблуки. Мужчине непросто ходить на каблуках, но мне кажется, как только Ромен их надел, он сразу же ощутил себя Виржинией. С ролью Давида было немного сложнее, потому что Давид себя чувствует куда менее комфортно. Давид более чувствительный, чем Виржиния.
О новой Изабель Юппер
Анаис Демустье — это молодая актриса, которая мне очень нравится. Ей досталась очень сложная роль. Ее героиня, Клэр, постоянно наблюдает за Давидом и Виржинией, пытаясь их понять. Мне нужна была актриса с очень экспрессивным лицом, с выразительными глазами. К тому же, она должна была очень хорошо понимать, что я хочу сказать в этом фильме, ведь в нем транслируется точка зрения ее персонажа. Мне нужна была актриса, которая мгновенно завладеет зрительским вниманием, соблазнительная и талантливая. Кстати, во Франции Демустье называют новой Изабель Юппер.
О свободе и человеческой идентичности
Все герои моего фильма находятся в поиске своей идентичности. Речь идет не только о сексуальной идентичности, скорее — о человеческой. Мы живем в обществе, где нам говорят: мальчики носят голубое, девочки — розовое. Таким образом, общество и семья создают определенные правила, которые должен соблюдать человек определенного пола. Я хотел обратить внимание на то, что сегодня, когда все сильнее подчеркивается равенство между мужчинами и женщинами, есть люди, которые не находят себя в этой системе. Мне хотелось показать, что некоторые из нас порой хотят быть более женственными, а не мужественными, и иногда это зависит не только от того, какого они пола. Это может быть вопрос выбора. Потому что, в сущности, это фильм о свободе. О свободе быть собой и найти собственную идентичность.
О любви режиссера к своим персонажам
Для меня главное действующее лицо в фильме — это Клэр, потому что мы видим происходящее ее глазами, и именно она проходит самый сложный путь от начала ленты до конца. Давид и Виржиния в итоге очень быстро находят себя. Давид знает, что хочет стать Виржинией. Клэр же нужно больше времени, чтобы осознать собственную женственность. Потому что в конце это именно она поет: «Я женщина».
Но мне симпатичны все герои этого фильма. Мне кажется, это обязанность режиссера — любить всех своих персонажей. Мне одинаково нравится как Клэр, так и ее муж, как Давид, так и Виржиния. Я испытываю нежные чувства ко всем. Мне кажется, что если режиссер любит своих героев, это передается зрителю, которому будет приятнее на них смотреть.
О сложности сексуальных сцен
Я думаю, что сексуальные сцены всегда немного сложны для актеров. В фильме есть одна сцена, не буду сейчас описывать, что именно там происходит, но она была довольно сложной, ведь актеры немного стеснялись. Вообще, они не хотели, чтобы в этой сцене было десять дублей. К счастью, они все сделали хорошо с одного дубля, и все это быстро кончилось.
Увидеть «Новую подружку» в российских кинотеатрах можно с 13 ноября.
Елизавета Окулова
3 2012 . , . , .
IV , -. , . , . : . , . , — , . , 15 12 . : , , .
, , ,
— . , , .
. , .
. , . , Zoetrope, , : , . , , , . (), : , ! ! -.
— . ! ! ! ! . , , , — , , . .
, : . . . : , . , . , . . ! , , . . ! ? — , . . . , , .
( H3 , ):
- (1986)
- (1988)
- (1994; / )
- (2003)
, -. Plaza. , . , , .
. , 12 , .
. , , , : , , , . ., , ,
, : 20 , , . , , . .
, 12 , . . . , . , . . : , , , ! . — . , . , .
:
, , . , , : ! 3! . , , . , .—>