Человек-фантасмагория: Фильмы Жан-Пьера Жёне

На российские экраны выходит фильм Жан-Пьера Жёне «Невероятное путешествие мистера Спивета» — красочная экранизация бестселлера Райфа Ларсена, снятая в формате 3D.

Автор «Амели» не самый плодовитый художник. В его копилке на сегодняшний день всего семь полнометражных работ, но каждая из них — это настоящий праздник. Для России праздник вдвойне. Лента культового режиссера, в которой сыграли такие актеры, как Хелена Бонем Картер, Джуди Дэвис и Доминик Пинон, добиралась до нашей страны больше года.

Жан-Пьер Жёне никогда не учился на кинематографиста, а свою карьеру начал с телевизионной рекламы и музыкальных клипов. В середине 1970-х он встретился с рисовальщиком комиксов Марком Каро, поспособствовавшим поиску уникального фирменного почерка, выделяющего Жёне среди коллег. Вместе они сняли свою первую короткометражную картину «Бункер последнего выстрела». На протяжении нескольких лет во Франции лента показывалась вместе с фильмом Дэвида Линча «Голова-ластик», что обеспечило дуэту Каро и Жёне особый статус. Их первая полнометражная работа «Деликатесы» подарила кинематографистам четыре премии «Сезар», а также множество других наград.

Мировую же славу Жёне принесла «Амели» — романтическая сказка о мечтательной официантке с Монмартра, пронизанная особой стилистикой и настроением. После этого фильма подающая надежды артистка Одри Тоту обрела статус суперзвезды.

По случаю выхода на экраны новой ленты Жан-Пьера Жёне КиноПоиск вспоминает знаковые работы постановщика и то, что говорил о них сам режиссер.

«Деликатесы»

Фильм про мясника-домовладельца, сдающего жилье клиентам, которые позже становятся пищей для своих соседей, стал настоящей сенсацией и первым большим успехом Жёне как режиссера.

«У меня была квартира. Прямо под моей спальней находилась лавка мясника. Каждое утро в 7 часов раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала мне: „Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придет наша очередь“. Я подумал: „Вот! Отличная идея!“ Так родился наш первый большой фильм», — такую историю рассказывал Жан-Пьер Жёне журналистам, когда на экранах появились «Деликатесы».

Действие этой черной комедии, где смешались абсурд и реальность, происходит в смоделированном мире полуразвалившегося здания, выглядящем так благодаря монохромным фильтрам и темным декорациям. Несмотря на кажущуюся мрачность и явный философский подтекст, это очень остроумная и легкая лента, мгновенно прославившая исполнителя главной роли Доминика Пинона, любимого актера Жёне.

«Город потерянных детей»

«Я просто снимаю кино так, как умею. При этом я много смотрю работы других режиссеров, и мне всегда импонируют те из них, чей стиль узнаваем сразу в любой картине, будь то Эмир Кустурица, Дэвид Линч, Тим Бёртон, братья Коэн или Феллини. Правда, всегда есть опасность, что зрителю такой подход может приестся, и тогда режиссеры иногда изменяют своей манере, но это не всегда срабатывает. А есть Роман Полански, который редко работает в одной и той же манере. Это неплохо, но мне совсем не нравится. Я люблю те атрибуты, которые сопутствуют моим фильмам: теплые цвета, мультипликационность, юмор, детская наивность», — сказал Жёне в одном из интервью.

Приведенные слова очень точно характеризуют одну из самых ярких его работ. Громкий успех «Деликатесов» позволил Жёне и Марку Каро реализовать проект, о котором они мечтали почти десять лет, а именно «Город потерянных детей» — очень необычную, революционную для своего времени ленту.

Сюжет этого фильма сложно пересказать в нескольких фразах, да и запоминается картина совсем по другой причине. Колоритный и необычный визуальный ряд фильма, где практически каждый кадр символичен, производит ошеломляющее впечатление на зрителя. Завораживает все: броские декорации, нестандартные ракурсы, интересные костюмы Жан-Поля Готье и, конечно, особенная цветовая гамма.

Для того чтобы воплотить на экране необходимые визуальные эффекты, были разработаны принципиально новые компьютерные программы. Для достижения слегка искаженной цветовой гаммы пришлось пойти на маленькую хитрость: лица актеров были окрашены в белый цвет, а цветовою палитру исправляли, пока они не обретали естественный окрас.

«Чужой: Воскрешение»

Благодаря «Городу потерянных детей» постановщика заметили в Голливуде. Вскоре он был приглашен в Америку для съемок четвертой части фантастического хоррора «Чужой». Этот фильм стал его первой лентой, где режиссерское кресло не пришлось делить с кем-либо еще. Участие французского кинематографиста в голливудской франшизе обогатило ее фирменными приемами Жёне, добавив в сюжет абсурдность и гротеск, однако ни критики, ни зрители этого не оценили.

Позже он скажет о полученном опыте: «В рекламе учишься бороться. Надо устоять перед диктатурой заказчиков. Но часто, когда все закончилось, испытываешь чувство фрустрации и разочарование. В этой американской авантюре я научился бороться тем же способом, но сил на это стало уходить в тысячу раз больше. Я превратился в собаку, которая не выпускает из зубов кость. Для этого я обучился шахматной игре по-голливудски, узнал значение слова „власть“, научился оставаться позитивным по отношению ко всему, сдерживать эмоции, выковывать нервы из закаленной стали, сопротивляться самому сильному давлению, выживать после слухов и ежедневных плохих новостей, никогда не отступать, постоянно что-то доказывать, хитрить. Короче, я узнал, почему все голливудские режиссеры — тираны. И все это для того, чтобы любой ценой отстоять свое видение и свои личные критерии качества».

«Амели»

Завершив работу над коммерческим «Чужим 4», Жёне вернулся во Францию, мечтая снять скромное, но яркое авторское кино. Работая над сценарием, он включил туда множество старых задумок и наблюдений, использовал свои записи разных лет. В результате получился фильм «Амели», ставший самым успешным проектом за всю историю национального кинематографа.

«В этот раз я хотел сделать более эмоциональный фильм, современную историю, потому что так легче отождествлять себя с героями. „Город потерянных детей“ — это сказка, и я не хотел опять снимать сказку. В „Амели“ могло произойти все что угодно. Я не желал ограничивать воображение и фантазию, но я хотел больше чувств», — говорил Жан-Пьер Жёне.

Изначально в главной роли режиссер видел британскую актрису Эмили Уотсон (отсюда имя главной героини), на которую он обратил внимание в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны». Но Уотсон плохо говорила по-французски и была занята в другом проекте. Картинка сложилась, когда Жёне увидел портрет Одри Тоту на рекламной афише. Он пригласил девушку на встречу и почти без проб утвердил ее на роль.

Успех ленты невозможно измерить громкими цифрами кассовых сборов. Главная героиня Амели Пулен во Франции и во многих других странах превратилась в объект для поклонения и подражания. Пошла мода называть именем Амели новорожденных девочек. Кафе «Две мельницы» (именно там она работала), действительно существующее на Монмартре, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью, а предприимчивые гиды начали водить экскурсии в Париже по местам Амели.

«Долгая помолвка»

В 2004 году Жан-Пьер Жёне экранизирует книгу Себастьяна Жапризо «Долгая помолвка», задействовав целую плеяду звезд, в частности Одри Тоту, Доминика Пинона, Гаспара Ульеля, Марион Котийяр и даже Джоди Фостер. Фильм, действие которого разворачивается во время и после Первой мировой войны, рассказывает трогательную историю любви хромоножки Матильды, удивительно напоминающей чудачку Амели и не верящей в то, что ее жених умер.

«Меня всегда привлекала Первая мировая война. Не спрашивайте, почему это. Я не знаю. Когда я был подростком, то прочитал все о Первой мировой. Всегда шучу, что у меня такое ощущение, будто я умер во время той войны. Почему нет? Я не верю в реинкарнацию, но кто знает! Второй причиной выбора этой книги было то, что я увидел возможность воссоздать атмосферу начала века. Особенно в Париже. Ну и, конечно, основной причиной был персонаж. Эта героиня — само совершенство. В ней есть сила воли, красота и целеустремленность», — делился с журналистами режиссер.

В одном из интервью Жёне признался, что ждал момента, когда он сможет экранизировать любимый роман Жапризо, более 10 лет. К сожалению, автор книги не смог оценить результат. Писатель скончался за неделю до окончания работы над сценарием. «Долгая помолвка» была выдвинута на «Оскар» в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучшая работа художника». Кроме того, лента стала пятикратным лауреатом премии «Сезар».

«Неудачники»

«Мне хотелось снять фильм на стыке реального и нереального, эдакую мультяшку, соединенную со злобой дня, — скажет Жёне о своей ленте «Неудачники». — А что может быть сегодня более актуальным, чем торговля оружием? С одной стороны, они такие же люди как мы, а с другой — они зарабатывают на смерти. Мы провели своего рода расследование, даже побывали на заводе в Бельгии и увидели странных симпатичных людей, которые выпускают оружие, точно это шоколадки, нисколько не задумываясь, кто станет его жертвой».

Фильм-фарс про торговца видеокассет с пулей в голове, снятый в узнаваемом авторском стиле, получил три номинации на «Сезар». Критики обвинили Жёне в том, что он создал очередную вариацию на тему «Амели», пусть и распознать это может лишь искушенный зритель. Зато неискушенный от души посмеется. Недаром на главную роль режиссер пригласил одного из главных комиков Франции — Дэни Буна.

«Невероятное путешествие мистера Спивета»

История гениального, но очень одинокого мальчика. Ее режиссер решил рассказать на английском языке и в формате 3D с помощью Хелены Бонем Картер, Джуди Дэвис и Доминика Пинона, а на главную роль пригласил Кайла Кэтлетта, впервые попавшего на большой экран. Фильм, снятый по популярной книге Райфа Ларсена, отличается от предыдущих работ режиссера. В нем почти нет привычных для Жёне теплых и золотистых кадров. Зато есть красочные реалистичные изображения, подчеркивающие, что события разворачиваются в наши дни.

Идея использовать 3D пришла к режиссеру уже в ходе написания сценария: «В книге Райфа Ларсена текст сопровождается небольшими рисунками на полях: географические карты и карты города, наброски, портреты, заметки… Без всякого сомнения, чтобы сохранить их присутствие в фильме, невозможно было придумать лучшего способа, чем 3D-формат. С его помощью наши персонажи прямо с экрана пускаются в плавание по зрительному залу, что так любят зрители! Но, как и в „Амели“, спецэффекты призваны служить ходу повествования. Мне же хотелось, чтобы 3D-формат передавал поэтичность рассказа», — говорит Жёне.

Главный герой «Невероятного путешествия мистера Спивета» — маленький мальчик по имени Т. С., но это, возможно, самый личный фильм Жан-Пьера Жёне.

«Он — это я! Я отождествляю себя с ним. T. С. успешен, он выигрывает престижную премию благодаря своему творческому потенциалу, и, когда он вдруг обнаруживает себя в центре всеобщего внимания, единственное, что он хочет, — это вернуться домой на свое ранчо. Со мной было то же самое. Я никогда не чувствовал себя комфортно ни в каком окружении, — рассказывает режиссер. — Кроме близких мне тем и неотступно преследующих впечатлений детства, меня завораживало чувство вины, которое скрывалось где-то глубоко внутри повествования. Заключительное слово T. С., в котором он одной емкой фразой объясняет все происшедшее, не может не ошеломить. Когда я читал эти строки, у меня бежали мурашки по коже. Именно тогда я и принял решение снимать фильм».

Елизавета Окулова

3 2012 . , . , .
IV , -. , . , . : . , . , — , . , 15 12 . : , , .

, , ,

— . , , .

. , .

. , . , Zoetrope, , : , . , , , . (), : , ! ! -.

— . ! ! ! ! . , , , — , , . .

, : . . . : , . , . , . . ! , , . . ! ? — , . . . , , .


( H3 , ):

  • (1986)
  • (1988)
  • (1994; / )
  • (2003)

, -. Plaza. , . , , .

. , 12 , .

. , , , : , , , . ., , ,

, : 20 , , . , , . .

, 12 , . . . , . , . . : , , , ! . — . , . , .


:
, , . , , : ! 3! . , , . , .—>

Похожие записи: