Все, что вы хотели знать об орках, но боялись у них спросить. Часть первая: Средиземье

Последние несколько месяцев принесли многим из нас — геймеров — немало приятных впечатлений. Значительная их часть была посвящена как раз тому, что так или иначе связано с орками. В октябре случился Shadow of Mordor, в котором мы резали орков пачками, орошая декалитрами их черной как смола крови скалистые просторы Мордора. 7 ноября на презентации BlizzCon 2014 был показан тизер-трейлер будущего фильма под названием WarCraft по одноименной игровой вселенной. Одной из самых запоминающихся его деталей, по словам очевидцев (ролик видели лишь посетители мероприятия, и его запрещено выкладывать в свободный доступ), была просто невероятная анимация все тех же орков, которые выглядели «словно живые». Также не так давно, 13 ноября, состоялся релиз Warlords of Draenor — долгожданного дополнения для World of Warcraft, отправляющего игроков в прошлое Орды для изменения истории вселенной. Многие фанаты уже успели опробовать «Вождей Дренора», и отзывы вполне положительные.

Ну а, кроме того, совсем скоро на широкие экраны в третий раз за последние три года приходит Питер Джексон с заключительной частью своей киносаги о хоббите, гномах, эльфах и снова орках. Фильм выйдет в прокат 11 декабря с подзаголовком «Битва пяти воинств» и расскажет, как несложно догадаться, о Битве пяти воинств, в которой, как обещается, около часа экранного времени эльфы, гномы и люди будут непрерывно мочить все тех же несчастных орков и варгов в промышленных масштабах (чему будут посвящены остальные два часа — можно предположить, исходя из содержания всем известной книги).

Далее пойдет рассказ об этих, как мы успели убедиться, достаточно популярных в последнее время существах. В первой части данного ликбеза рассказывается о том, откуда появилось такое название как «орки», когда образовался их современный канонический облик, а также об орках и гоблинах из мира Средиземья.

В начале был Толкин

Считается, что первым «изобрел» каноничных ныне орков — злобных, кровожадных, думающих только о насилии антропоморфных тварей — профессор английской филологии из Оскфорда по имени Джон Рональд Руэл Толкин (иногда его фамилию пишут как «Толкиен»).

Интересный факт. Следует пояснить, что на самом деле существа с созвучными названиями в литературе существовали и раньше. Взять хотя бы повесть «Страшила из страны Оз» из известного цикла о приключениях девочки Дороти в волшебном мире под авторством американского писателя Лаймена Фрэнка Баума. Здесь герои произведения встречают крылатое дружелюбное (!) создание по имени Орк. Оно помогает Дороти и ее друзьям, перенеся их на себе по воздуху.

Сам Толкин признавался, что слово «orc» было им позаимствовано из знаменитой древнеанглийской поэмы «Беовульф». В ней в одной из строк таким образом был упомянут Грендель. А само слово «orc» можно перевести как «подводное чудовище».

В повести «Хоббит, или Туда и Обратно» об орках упоминается лишь вскользь, а главные персонажи произведения встречают воочию только гоблинов. Затем, согласно тексту «Властелина колец», оказывается, что это все-таки были орки. Таким образом, можно сделать вывод, что Джон Толкин использовал слова «гоблины» и «орки» как взаимозаменяемые синонимы.

Однако встречаются в повествовании и другие названия: «урук», «урук-хай» и «полуорки». Тут легко запутаться, и основная ловушка связана с языками Средиземья. Самый распространенный из них — так называемый Всеобщий. На нем, как несложно догадаться, могут изъясняться между собой все народы (например, для торговых или дипломатических целей): эльфы, люди, гномы и даже орки. На вышеназванном Всеобщем существ называют «орками», «урук» — это самоназвание орков на их наречии, «урук-хай» — собирательное множественное число от «урук» (приставка «-хай» — это аналог приставки «-ство» в русском языке, как, например, в слове «крестьянство»), «полуорки» — усовершенствованные орки Сарумана, которые не боялись солнечного света (в отличие от гоблинов из «Хоббита») и были значительно крупнее и сильнее своих сородичей. Также словом «урук» на Всеобщем языке называли усовершенствованных орков, которых создал за много столетий до «белого волшебника из Изенгарда» сам Темный Властелин Саурон. Получается, что предатель Саруман Белый лишь повторил достижения своего господина (возможно, внеся некоторые улучшения «от себя»).

А потом случилось известно что — вышла знаменитая кинотрилогия Питера Джексона, в которой все связанное с орками было неслабо упрощено и слегка перепутано. Ситуацию усугубил также перевод, а в частности — русская грамматика. С тех пор можно услышать (и даже увидеть) слова вроде «урук-хаи», «урук-хаев» и другие производные от них. Каждый раз, когда такое мракобесие кто-либо произносит или пишет, профессор Толкин наверняка переворачивается в своей могиле (а он, как известно, неплохо знал в том числе и наш «великий и могучий»).

Что ж, с истоками этого явления мы разобрались, поэтому далее поговорим о том, какими представали герои данного материала в различных вселенных, связанных, так или иначе, с видеоиграми. А начнем, как и полагается, со Средиземья. Тем более что первая видеоигра по «Хоббиту» была выпущена аж в 1982 году — на год раньше, чем первая настолка по вселенной Warhammer, в которой орки впервые позеленели… Но обо всем этом будет рассказано во второй части материала.

Множество орков в Средиземье разных

Исходя из происхождения, в мире «Властелина колец» можно встретить три основных разновидности орков: простые, изначальные орки, выведенные из замученных эльфов; уруки — улучшенные орки, творение Саурона, Темного Властелина (а так же, как было сказано в предыдущей главе — самоназвание всей орочьей расы); полуорки — творение Сарумана, Белого Волшебника предателя. По Толкину все эти три разновидности имеют различный внешний вид и повадки, о чем ниже и пойдет речь.

Изначальные орки отличались небольшими размерами (что-то среднее между гномами и людьми), а также кожей светлых оттенков. В битвах они всегда могли брать исключительно количеством. О какой либо тактике и речи идти не могло — оркам попросту не хватало интеллекта. На свет данная раса появилась от замученных одним из могущественных злых духов эльфов (помните знаменитый монолог Сарумана из «Братства Кольца»?). Однако происходил этот кошмарный процесс в кромешной темноте — в итоге орки «первой версии» ужасно боялись солнечного света и жили в пещерах. Видимо, именно таких Бильбо сотоварищи и повстречали в подземельях Мглистых гор. Как в книге «Хоббит», так и в одноименном фильме Питера Джексона их называли гоблинами.

Уруки — плод таинственных экспериментов Саурона, целью которых было улучшение боевых качеств расы. Получившаяся разновидность уже не страшилась выходить на тропу войны белым днем, была с человека ростом (а иногда и выше), имела кожу темных оттенков, более крепкое физически тело, а также зачатки тактического мышления. Самые сообразительные, сильные и удачливые могли далеко продвинуться в орочьей армии, которая имела целую классовую систему (что очень хорошо показано в упоминавшейся в начале статьи Shadow of Mordor). Жестокая борьба со своими соплеменниками за «тепленькие места» не утихала ни на секунду, и вчерашний рядовой урук мог очень быстро заделаться вождем, а уже на следующий день пасть от руки другого урука или быть заживо съеденным какой-либо из хищных тварей, весьма обильно обитающих в Мордоре (родине большинства уруков).

О внешних отличиях полуорков Сарумана Белого от тех же уруков Саурона известно лишь, что у них черная кожа, еще более высокий рост и крайне сильные мускулы. Не совсем понятно также, насколько отличались способы создания этих двух рас. Саруман получил свою армию путем скрещивания орков и людей. Что же за способ использовал Саурон, похоже, известно лишь давно покинувшему нас профессору Джону Толкину.

Во что поиграть?

На сегодняшний день, орки Средиземья успели засветиться во множестве проектов. Так или иначе, они присутствовали практически во всех играх по мотивам «Властелина колец» или «Хоббита». Самая первая такая игра, как уже было сказано выше, датируется 1982 годом… Но мы возьмем только те, что вышли после 2000-го года — как раз тогда и сформировался современный облик реалий Средиземья, благодаря экранизациям, уже много раз упомянутого, Питера Джексона.

Трилогия экшенов The Lord of the Rings (2002-2003 гг.), воссоздающих основные события фильмов Питера Джексона. Здесь можно поиграть за Фродо, Арагорна, Леголаса и даже Гэндальфа. Помимо стандартных экшен-сцен, встречаются также и стелс-эпизоды, когда необходимо бесшумно прокрасться мимо большого скопления врагов. Что касается противников, то кроме непременных многочисленных орков, встречаются также и тролли, варги, волки, пауки, злые духи и многие другие. Еще героям приходится сталкиваться с «боссами» вроде назгулов, Балрога, паучихи Шелоб, вождей уруков и других.

Игра в жанре платформера The Hobbit (2003 г.) сюжетно следует очень близко к своему первоисточнику. Присутствуют даже начальные сцены со знаменитым «Добрым утром» Гэндальфа. Что касается орков, то здесь они, как и положено в «Хоббите» называются гоблинами. Основной играбельный персонаж — Бильбо Бэггинс. Используя свое Кольцо, он становится невидимым и таким образов всячески помогает своим спутникам гномам в их путешествии к Одинокой горе.

Дилогия под названием The Lords of the Rings: The Battle for Middle-Earth (2005-2006 гг.) в жанре стратегии в реальном времени, окунает игрока в самые яркие батальные сцены саги и использующая нарезку кинокадров в качестве заставок. Орки здесь набегают целыми армиями на крепости и от них нужно обороняться, используя катапульты, башни с лучниками, а также отряды эльфов, людей и гномов.

В фэнтези-MMORPG по «Властелину колец» c заголовком The Lord of the Rings Online (2007 г.) можно как «гулять» по миру Средиземья, так и участвовать в ключевых событиях саги, выполняя квесты основной сюжетной линии. Игре уже больше семи лет, но для нее регулярно до сих продолжают выходить дополнения, а графику тоже, по мере необходимости, подтягивают. К примеру, в дополнении 2012 года под названием Riders of Rohan («Всадники Рохана») появились бои верхом, в которых со стороны орков выступают… наездники на варгах!

Ну и, наконец, в недавней Middle-Earth: Shadow of Mordor (2014 г.) можно не только всласть поиздеваться над орками, но и неплохо изучить их нравы и внутреннюю иерархию. А все благодаря специально разработаной системе «Немезис», которая моделирует непрекращающуюся внутреннюю борьбу в армии Саурона, когда каждый клыкастый боец спит и видит себя вождем.

На этом первая часть подробного ликбеза по оркам в различных вселенных, связанных с видеоиграми, подходит к концу. Мы узнали о том, что отцом канонического облика орков в фэнтези и им подобных жанрах является автор «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмаллириона», профессор английской филологии из Оксфорда, маэстро Джон Р. Р. Толкин. А также подробно рассмотрели основные их разновидности из мира Средиземья. Во второй части ждите подробный рассказ о том, как орки впервые позеленели, и с тех пор это стало их неотъемлемой частью.

Похожие записи: