This War Of Mine

Волна сурвивалистских игр, начавшаяся с DayZ, с течением времени превратилась в интересный и разнообразный жанр. Но ставка в большинстве таких проектов делалась на, собственно, выживание, остальное играло не такую большую роль. Нарратив был стихийным, а постановка осуществлялась игроками: «вот весело будет, если заставить тех ребят заколоть друг друга вилками». В Don’t Starve и State of Decay, вышедших после DayZ, были предприняты робкие попытки это изменить. И та, и другая были одиночными играми с сюжетом, но повествование в обоих уступало по эмоциональному воздействию любой из Call of Duty. О сравнении с BioShock и Last of Us следовало с грустью молчать.

А потом вышел трейлер This War of Mine, который впечатлял не меньше дорогих роликов с Е3, и за игрой стали следить. Как оказалось, не зря – поляки из 11 bit studios создали очень эмоциональную игру и потенциальную классику инди.

Действие происходит в вымышленной восточноевропейской стране, погруженной в военный конфликт. Главные герои – обычные люди, переживающие тяжелое время. Война, ворвавшись в их дома, выбила двери, стекла и оставила выживать. Вынужденно покинув свои прежние жилища, они находят новое, где есть только пара столов, куча мусора и полторы пробитых снарядами стены – немного, но большинству наверняка повезло меньше. Впрочем, это всего лишь начало игры, и дальше будет только хуже.

Протагонистов на старте трое. У всех за спиной светлое довоенное прошлое: семья, деньги, слава или любимая работа. Профессиональные навыки, помогавшие им в прежней жизни, спасут и в новой. Мастер на все руки эффективнее остальных работает за верстаком, повар – у плиты, а футболист быстрее скрывается из глаз преследователей. В будущем в двери дома будут стучаться незнакомцы. Пускать их жить или нет – решать игроку. Каждый из них – это не только потенциальная польза для коммуны, но и человек, который будет есть из ваших весьма ограниченных запасов и спать на вашей койке. Выбрать, что важнее – помочь бездомному или сохранить ресурсы – иногда действительно трудно.

Но все вышеперечисленное, на самом деле, не так важно. This War of Mine не про варку супов и управление домохозяйством, а про войну, и такой в играх ее еще никогда не показывали.

Главные герои, как уже было сказано, не солдаты. Армия здесь есть, но она постоянно где-то на периферии. В те редкие моменты, когда игровой персонаж встречается с солдатами-оккупантами, те всегда смотрят на него через прицел, а потом всегда стреляют и почти всегда попадают. Солдаты здесь не абстрактные атлеты со светящимися героическими лицами. Они ведут себя как живые люди, и, как и всех живых людей в блокадном городе, их хочется избегать. Получается не всегда, начинается схватка, и кто-то, в итоге, умирает.

Вообще, смерть – как свою, так и чужую – здесь вы будете видеть часто. Погибнуть от пули или кулаков – самый простой вариант. Можно также умереть от болезни, загноившейся раны. Можно просто умереть с голоду или замерзнуть в постели, потому что дыры в стенах не забиты, а дрова в печи закончились. Кончина любого из главных персонажей – печальное событие для его соседей, и это сказывается на настроении всех в доме. Если же герой сам убивает кого-либо, то погружается в глубокую депрессию, и без психологической поддержки друзей ему не обойтись.

Вогнать в такое состояние может не только убийство, ни любой другой аморальный поступок. Однажды я ограбил церковь, потому что у моих героев закончилась еда, и один из них гарантированно бы умер, реши я искать припасы в другом месте. Меня пытались остановить словами, но не помогло. Отчаявшись защитить свое имущество, святой отец напал на протагониста, а он ударил в ответ. Жестоко избив священника, мой герой, однако, оставил его в живых и быстро ушел домой, ничего больше не украв. Следующие несколько дней (15 минут реального времени) он считал, что достиг морального дна и не мог на себя смотреть. Мне стало тяжело, стыдно, и я впервые в жизни выключил игру из-за эмоционального дискомфорта. This War of Mine целиком состоит из таких микродрам, это ее основной нарративный инструмент, и он очень эффективен. Такая камерная дилемма действует на игрока сильнее, чем любой «сложный моральный выбор» из тех, которые были, например, в Mass Effect.

Впрочем, проводить аналогии с ролевым сериалом ААА-класса не совсем правильно – слишком уж разные цели преследуют эти два произведения. Куда ближе к творению поляков другая игра про выживание, уже упомянутая State of Decay. Это такой же симулятор управления небольшим человеческим сообществом, члены которого делают обыденные вещи: ремонтируют дом, добывают еду, помогают друг другу и надеются на помощь в ответ. Герои обеих игр пытаются нормально жить в то время, когда нормально жить невозможно. Вот только в одной вокруг – задолбавший зомби-апокалипсис, который вы до этого видели (и увидите, не сомневайтесь) десятки раз, а в другой – наполненный тоской и безысходностью осажденный город и обычные люди, с которыми легко себя ассоциировать. На все это вы смотрите впервые и почти что своими глазами. Пропустить такое – значит признаться в неуважении к инди и к тому, чего они достигли за эти годы.

Похожие записи: