The Longest Journey

Уже поступил в продажу первый эпизод Dreamfall Chapters. Третьей части сериала, который с трудом можно таковым назвать.

И это событие — отличный повод вспомнить, с чего началась легендарная серия.

Перенесемся в прошлое: конец 90-х, начало 2000-х – период спада классического квеста. В это время, словно предчувствуя конец, вышли самые лучшие его представители. Grim Fandango, The Last Express, Blade Runner – все они в свое время неплохо встряхнув жанр, ознаменовали его упадок.

В этом интервале на стыке тысячелетий, когда игры LucasArts уже не приносили достаточно денег, а про Sierra и других все забыли, на сцене появились никому не известные норвежцы из Funcom.

Они сходу громко заявили две вещи: первая о том, что все и так уже знали: классический Point–and–click adventure мертв, а вторая о том, что жанр необходимо активно двигать вперед. А чтобы не быть голословными, подкрепили слова своим шедевром заката эпохи квестов.

Речь, конечно, идет о «Бесконечном путешествии». Яркий визуальный стиль, нетривиальный сюжет, харизматичная главная героиня и необычное построение геймплея. Все это вместе двигало вперед застоявшийся на одном месте жанр и заметно расширяло его границы.

Сны о чем–то большем

После вступления, нас сразу же знакомят с главной героиней – Эйприл Райан, через ее очень необычный, слегка психоделический, ночной кошмар. После пробуждения возвращаемся в реальный мир. Оказывается, наша любительница запрещенных таблеток мечтает стать великой художницей. Для чего учится в арт. академии, и оплачивает учебу тем, что заработает в кафе рядом с домом. Поначалу все кажется нормальным, но когда монстры из сновидений начинают мерещиться и наяву, Эйприл понимает, что это уже больше, чем просто остаточное действие дури со вчерашней вечеринки…

Эта, простая на первый взгляд, история о непутевой художнице, мучающейся от ночных кошмаров, прописана феноменально подробно и интригующе. Игра ухитряется очень гармонично сочетать в себе элементы классического фэнтези, киберпанка и фильма-нуара, делая прохождение максимально непредсказуемым. Творению Рагнара Торнквиста каким-то чарующим образом удается зацепить с первой сцены во сне Эйприл, к середине полностью засосать в себя, а после финала заставить кричать от восторга и перепроходить все снова.

Все события строго ведут от одного к другому, и каждая последующая сцена становится интересней предыдущей. Течение повествования совершенно нельзя предугадать – оно лишено большинства привычных штампов. А те из них, что неизбежно остались либо сделаны полностью по-новому, либо высмеиваются прямо в игре самими персонажами. Во время прохождения эта неординарная история не раз заставит удивиться и раскрыть рот от изумления каждого опытного кино- и игрокритика. Здесь любая привычная на первый взгляд сцена для фэнтези или для криминала только начинается похоже, но протекает по самому непредвиденному сценарию, заставляя зрителя поражаться смелости создателей, а сюжет двигаться в новом, совершенно неожиданном направлении.

А вот, что помогает челюсти отвисать еще ниже, так это отсутствие однобоких стереотипных персонажей. Точнее стереотипы есть, но точно не однобокие. Особенно это касается главной героини. Она довольно бедна, самокритична и не лишена чувства юмора. Она поддерживает хорошие отношения с друзьями, а из–за снов, как ей кажется, постепенно сходит с ума. Когда по сюжету Эйприл видит и ощущает то, чего в принципе существовать не должно, она не паникует и отшучивается даже в самых безнадежных ситуациях.

Про других героев такого не скажешь. Они все также интересные, но сюжет не требует столь же детального их раскрытия. Один рыночный шарлатан, выманивающий последние деньги у нищих, другой сексистский капитан корабля, воспринимающий женщин только как предмет домашнего убранства, третий повидавший многое старый моряк, говорящий только историями из своего прошлого. Их чрезвычайно много, и все они, выполняя свои роли, вместе создают общую картину этого необычайно притягательного мира.

Непривычный point–and–click

С игровым процессом все не менее замечательно. Несмотря на то, что это квест, он не брезгует удивлять геймплеем.

Управление ничем не отличается от основ укажи-и-кликни. Но задачи, которые ставит игра, заставляют пошевелить мозгами даже прожжённого знатока адвенчур. Например, пробежав мимо резинового утенка и не подобрав его, невозможно будет достать гаечный ключ с путей метро, а без него нельзя будет открыть электрощитовой ящик у кинотеатра. Или, нужно еще догадаться разоблачить шарлатана наперсточника при помощи случайно найденной отвертки. Но при этом в отличие от своих старших братьев, бесконечное путешествие не действует далеко за гранью логики. Всю игру можно пройти ни разу не прибегнув к гайдам и онлайн прохождениям. Достаточно лишь в каждой затруднительной ситуации хорошенько, логически подумать.

К тому же создатели добавили, так называемые, скоростные задачки, в которых необходимо за короткое время совершить сразу несколько действий. Конечно, это всего несколько нововведений, но даже они заметно встряхивают и освежают застоявшийся жанр, подталкивая его к дальнейшему развитию. И в конце 90-х этого было вполне достаточно, чтобы стать авангардистом в своем направлении.

Вокруг света за 40 часов

Говорить об игровых локациях в данной игре очень сложно. Хотя бы потому, что глаза элементарно разбегаются. Авторы выжали максимально возможное количество мест действия из всех встречаемых в игре сеттингов. В любом из них придется провести не один час, и каждый из которых оставит свой индивидуальный и незабываемый отпечаток приятных воспоминаний.

Дополнительным свидетельством тому, что эта игра соткана полностью вручную, является чрезвычайная насыщенность событиями этих локаций. Ритм смены этих мест и событий в них больше соответствует динамичному боевику, чем приключению. Но подходит “путешествию” как нельзя, кстати, при этом, не мешает общей плавности повествования, и заставляет усомниться в том, что квесты очень не скоротечны.

И всем этим многообразием помогают наслаждаться великолепнейшие диалоги. Они на редкость живые, оригинальные и разные. Отлично написаны, озвучены и исполнены. И их очень много, даже для адвенчуры. Ими всеми искренне наслаждаешься в каждый момент времени. Их очень приятно как слушать, так и читать, словно увлекательную книгу с незамысловатыми речевыми оборотами.

Картинка высокого полета

Когда начинаешь говорить о графике таких старых проектов, все ждут, что начнется перечисление минусов или присказок вроде «для своего времени». Но в случае с The Longest journey такого не произойдет. Конечно, в день выхода она была очень передовой в плане картинки. Но и сейчас глаз совсем не режет. В светлых локациях ярко светит солнце, на небе висят, пусть и неподвижно, красиво обрисованные облака, а каждый предмет, здание или задний фон нарисованы, раскрашены и анимированы настолько хорошо, что выглядят убедительно, и по сей день.

Анимация моделек во время разговоров и сопутствующих экшен сцен весьма хороша. Все движения максимально живые и естественные. А если пристально приглядеться к лицам во время диалога, то можно даже увидеть слабо, но все же анимированную мимику. Такого уровня работу почти не встретишь и во многих современных играх, а для 2000 года это был прорыв.

Звуки музыки

Также невозможно забыть и душещипательный саундтрек The Longest journey, который наверняка у многих опытных геймеров до сих пор не выходит из плейлиста. Набор из 30 различных медленных фортепианных и электронных композиций составляет, по меньшей мере, 30 процентов атмосферы и погружения в игру. Здесь каждая мелодия подобрана идеально, и играя в нужные моменты, дарит огромную кучу эмоций и откладывается в памяти на долгий срок. Некоторые и сегодня перепроходят ее только ради неповторимого музыкального сопровождения, наслаждаясь поистине шедевральным творением.

***

Формируя итоговые мысли о такой игре очень сложно удержаться от долгого и очевидного набора эпитетов и дифирамб, боготворящих ее. Даже если кто–то нарочно попытается найти в ней недостатки, этот храбрец не обнаружит ничего, кроме мелких и очень глупых придирок.

Невиданная доселе концепция мира, перенасыщенный на события и очень оригинальный сюжет, необычный и разнообразный игровой процесс, передовая и красивая картинка, живая анимация и атмосферное музыкальное сопровождение. В этот мир хочется возвращаться, хочется читать и узнавать про него все подробности, и потом вновь запускать игру для получений новой порции сильных и неподдельных эмоций. Подобно очень тяжелому наркотику, достаточно один раз познакомится с The Longest Journey, чтобы влюбится в него на всю жизнь.

Такого уровня проекты выходят крайне редко, и после прохождения хочется кричать, что это сто из десяти, или тысяча из десяти. Но даже спустя время, и с более хладнокровным анализом, невозможно оценить приключения Эйприл меньше, чем на десятку.

Похожие записи: