ТАСС уполномочен налажать

СМИ (обычные, не игрожурские) «дружат» с видеоиграми довольно однобоко: поговорить о жестокости здесь, упомянуть о громких релизах там. Не более. Но бывают порой такие случаи, которые выбиваются из общего числа: не знакомые с «матчастью» журналисты в попытке использовать игровой контент в своих материалах терпят сокрушительное фиаско и садятся в лужу. Подобные прецеденты можно воспринимать либо как весёлые курьёзы, либо как досадные промахи, называть их халатностью или лицемерием. Неважно. Главное — они иногда происходят, а мы в ожидании новых эпизодов вспомним старые.

Средневековый Дамаск в датских новостях

Самый, пожалуй, известный казус в этом ряду произошёл 26 февраля 2013 года на датском новостном телеканале TV2. Во время репортажа о культурном наследии Сирии позади ведущей программы появилась панорама усеянного минаретами Дамаска, с той лишь разницей, что это был скриншот из Assassin’s Creed, а не кадр реального города. Ясное дело, внимательные зрители заметили подвох и незамедлительно раструбили об этом на весь Интернет (что затем вылилось в целую серию фотожаб). Реакция руководства не заставила себя долго ждать: директор канала Джейкоб Нибро назвал происшедшее «ужасной ошибкой» и «напоминанием всем нам о том, как важно проверять источники картинок». Оказалось, что графический дизайнер программы действительно взял изображение Дамаска из Интернета и поместил его на задний фон в выпуске новостей, не проверив его достоверность должным образом. Парадоксальность описанной ситуации состоит в следующем: с одной стороны, лестно осознавать, что игры могут своим реалистичным видеорядом сбить с толку непосвящённых людей (даже несмотря на то, что игре на тот момент стукнуло пять с лишним лет); с другой — решительно непонятно, как можно спутать современный Дамаск с его игровой версией образца 1191 года. Сегодня он выглядит куда как современнее.

Кадры из ArmA 2 в документальном фильме

Но казус на датском ТВ — это просто цветочки, особенно в сравнении с вопиющим случаем, произошедшим 27 сентября 2011 года. В тот раз «отличился» британский канал ITV1, использовав в документальном фильме кадры из ArmA 2 и выдав их за реальные. Фильм назывался «Exposure: Gaddafi and the IRA» и был своего рода расследованием военной связи ливийского лидера Муаммара Каддафи с сепаратистами из Ирландской Республиканской Армии (ИРА). В какой-то момент на экране появлялось видео под названием «IRA film 1988», якобы снятое террористами, на котором видно, как группа вооружённых людей ни много ни мало сбивает британский вертолёт из крупнокалиберного пулемёта. Загробный голос за кадром тут же вещал о поставляемом ливийским полковником оружии, о том, что никто при крушении не пострадал и прочее в том же духе. Одним словом, видео из игры подавалось авторами документального фильма, как говорится, на серьёзных щах, как абсолютно реальная запись, имевшая место в 88-ом году. Естественно, бдительные геймеры этого так не оставили: история быстро дошла до разработчика игры, чешской компании Bohemia Interactive. Исполнительный директор студии, Марек Спанел, заявил, что никто к ним за правами на использование видео не обращался, и он не совсем понимает, как могла игровая катсцена попасть в военно-документальный фильм на британском телевидении. Представители ITV в свою очередь назвали происшедшее «досадным примером людской ошибки», подчеркнув, что настоящая запись событий 1988 года в Ирландии существует, но редактор всё напутал и выдал фикцию за правду. Кстати говоря, скорее всего, так и было на деле: обозреватель PC Gamer выдвинул тогда предположение, что виной всему послужил ролик, выложенный на Youtube в марте 2011-го, за полгода до описываемых событий. Ролик был той самой катсценой из ArmA 2 и так и назывался: «Боевики ИРА сбивают британский вертолет 1988». Видимо, редактор канала и воспринял написанное за чистую монету, досконально не проверив источник.

Как бы то ни было, британский медиа-регулятор Ofcom был всерьёз озабочен допущенной ITV промашкой и после нескольких месяцев выяснения всех причин и нюансов сделал телеканалу серьёзный выговор. Случай был назван «значительным подрывом общественного доверия, особенно в контексте публичного телевещания». Тем не менее увольнять или закрывать никого не стали. Регулятор принял во внимание, что сотрудники ITV, во-первых, принесли официальные извинения, во-вторых, изъяли передачу из своего видео-сервиса, и в-третьих, активно начали реформировать и отлаживать систему проверки источников на соответствие, чтобы подобные курьёзы не повторились в будущем. И хотя стороны в конечном итоге пришли к соглашению, нельзя не удивляться, как можно было явно игровое видео со спецэффектами и выпрыгивающими с десятиметровой высоты парашютистами принять за реальность. Смешно, конечно, но чего же нам ожидать от телевизионщиков в некстген-будущем?

Sarif Industries существует. По версии британской The Sun

Надо сказать, что вышеописанный случай является скорее исключением из общего ряда: подобных ему по серьёзности, по реакции надзорных организаций и в целом по самой своей сути больше не было ни до, ни после. Однако же, прочие курьёзы хоть и были более минорными, всё же не переставали быть заблуждениями.

Наглядный пример этого произошёл год назад, 16 октября 2013 года. В тот день в популярной британской газете The Sun появилась статья о гаджетах ближайшего будущего, среди которых, кроме всего прочего, было упомянуто кибернетическое глазное яблоко. На изображённом на картинке имплантате красовалась надпись Sarif Industries, а разработан он был, по словам автора заметки, одноимённой американской фирмой. В статье также говорилось, что на сегодняшний день «подобные технологии находятся на ранней стадии развития, но будут обычным делом для наших внуков». Всё бы ничего, но ведь мы с вами прекрасно знаем, что на самом деле упомянутая корпорация была придумана Eidos Montreal при разработке Deus Ex: Human Revolution. Видимо, автор статьи попался на крючок вирусного сайта компании Sarif Industries, на котором очень убедительно рассказывается про различные аугментации и имплантаты, и кроме прочего есть и рекламный кинематографический ролик фирмы, и изображение с глазным яблоком — известный концепт-арт игры. В общем-то винить автора заметки не в чем, его заблуждение абсолютно понятно: одно дело — видео или изображения из игры, совсем другое — реальные съёмки пусть и вымышленной компании. К слову, когда разработчики из Eidos Montreal узнали об этом казусе, они отнеслись к этому с юмором и написали в своём Tumblr-блоге: «Извините, мы сломали реальность». И действительно, чего только не происходит: датские телевизионщики выдают за реальность седое прошлое, а британские газетчики — отдалённое будущее.

Master Chief против китайского телевидения

Не прошло и двух недель после случая с The Sun… Хотя почему не прошло? Как раз ровно через две недели после описанного случая, 30 октября 2013 года, интернет заговорил об очередном курьёзе, с другими людьми и с другой игрой, но с похожим заблуждением относительно технологий будущего. На этот раз героями дня стали телевизионщики с китайского центрального телевидения CCTV, приняв костюм всем нам известного Мастера Чифа за новейшую разработку американских военных. По словам Kotaku, выпуск передачи, посвящённой новым разработкам в области оборонных технологий, вышел ещё 19 октября. Поначалу речь шла о реальных военных разработках, но затем плавно перетекла на изображение двух косплееров (!), наряженных в костюмы персонажей из игры Halo. Постоянная ведущая программы, Ли Ли, являясь мало того что профессором Университета национальной обороны Народно-освободительной армии Китая, но ещё и (это особенно важно) «экспертом в военных вопросах», с подобающей для спонсируемого государством канала серьёзностью заявила: «Эта броня могла бы сгодиться для маленьких групп, но была бы слишком дорогой при массовом производстве. Неизвестно, насколько эффективно она будет защищать солдата в реальном бою. Мы будем ждать и наблюдать». Что ж, ждать, по-видимому, придётся долго — аж до 26 столетия, ибо большинство сюжетных событий серии Halo происходит именно в этом промежутке времени.

А пока «эксперт в военных вопросах» «ждёт и наблюдает», мы раскроем государственную тайну США: косплееры принадлежали к известному сообществу Halo-фанатов 405th, которое специализируется на создании костюмов и различной бутафории, основанных на сеттинге игры. Комментарии, как водится, излишни. Впрочем, даже удивляться не приходится — в активе китайских СМИ уже были подобного рода промашки: в мае того же 2013 года они приняли фан-арт футуристического вертолёта за реальную разработку собственных (!) военных, а спустя несколько месяцев, в августе, всерьёз рассматривали схематическое изображение корабля из известного сериала Battlestar Galactica в качестве прототипа авианосца будущего. Давайте, что ли, и мы с вами будет «ждать и наблюдать», а то вдруг китайцы знают что-то, чего не знаем мы.

Halo, BBC, CanAsian Times и UNSC

Однако описанный курьёз был не первой зарубкой Halo в области запутывания различных СМИ. За полтора года до китайского инцидента, весной 2012 года, сразу два одинаковых случая произошли по обе стороны Атлантического океана. Началось всё 25 марта, когда один из журналистов канадской газеты CanAsian Times при написании новости о конфликте в Сирии и Совете Безопасности ООН (United Nations Security Counsil, UNSC) подкрепил заметку изображением логотипа Космического Командования Объединённых Наций (United Nations Space Command, UNSC), военной и научно-исследовательской организации из мира Halo. Тут всё кристально ясно: не зная, как на самом деле выглядит логотип Совета Безопасности (а он отличается от игрового чуть менее, чем полностью), автор взял первое же «нагугленное» изображение. Но если промах такой малоизвестной газеты более-менее понятен, то ошибка британских телевизионщиков совершенно выпадает за грань понимания. Спустя два месяца после казуса канадцев, 28 мая 2012 года, крупнейший британский канал BBC в эфире ночных новостей допустил ту же оплошность: в репортаже о всё том же сирийском конфликте и Совете Безопасности ООН на заднем плане у ведущей всплыл уже знакомый логотип, больше ассоциирующийся с Мастером Чифом, нежели с Пан Ги Муном. Впрочем, зрители быстро уловили ляп, засняли на видео и разослали по игровым порталам, которые в свою очередь запросили комментарий у представителей канала. Те отреагировали довольно оперативно, публично извинившись и заверив общественность, что постоянно прилагают все возможные усилия при проверке используемых изображений, но ошибки изредка всё же случаются. При повторном показе выпуска логотип ККОН уже был заменён на правильный. Что до CanAsian, то там никто даже не почесался исправить ошибку: как в 2012-м заметка висела на сайте, так и сейчас висит.

Fox News защищает родину при помощи Bioshock Infinite

Одно дело — использовать логотип из игры по ошибке, совершенно другое — умышленно эксплуатировать эмблему игры, фактически её товарный знак. Тем не менее именно таким образом 2 июля текущего, 2014-го, года поступили телевизионщики с американского канала Fox News. Внимательные зрители заметили, что в утренней передаче Fox Friends, в сюжете об иммиграционной политике США в отношении стран Латинской Америки в качестве логотипа присутствует явно скопированная эмблема игры Bioshock Infinite (естественно, без малейшей ссылки на источник), только с несколько иными словами: «Defending the Homeland» («Защищая Родину»). Довольно скоро узнав об этом, создатель игры, известный геймдизайнер Кен Левин, со здоровой долей сарказма написал в своём Твиттере: «Был рад помочь, Fox. Был рад помочь». А затем и вовсе назвал ситуацию «иронией». Почему именно так, спросите вы? Да потому, что известный своим «правым» уклоном и консерватизмом Fox News Chanell использовал в своём сюжете эмблему игры, в которой главный злодей использует патриотические плакаты и призывы, чтобы начать войну, а основными врагами выступают ультра-националисты и религиозные фанатики правого толка. Которых, помимо прочего, и отстреливает главный герой. В стремлении безнаказанно использовать элементы чужой работы Fox News угодили в ловушку собственных амбиций. Что ж, зато Захари Комсток был бы ими доволен.

MGS 5, Russia Today и SophieCo

За похожими «грешками» (намеренное использование контента) спустя две недели после Fox News был замечен канал Russia Today, первый российский англоязычный канал. 14 июля 2014 года в эфире программы SophieCo, посвящённом проблеме детей-солдат в Судане, появился скриншот с вооружёнными детьми из даже ещё не вышедшей Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain. Ведущая Софико Шеварнадзе распрашивала молодого африканского эмигранта Эммануэля Джала о его тяжёлом детстве во время второй гражданской войны в Судане, когда он был ещё ребёнком зачислен в армию. В этот момент телевизионщики, видимо, решили подчеркнуть трагичность проблемы изображением вооружённых детей, но при этом взяли изображение из видеоигры, нигде не указав на этот факт. По ошибке это было сделано или нет — трудно сказать. К примеру, когда на Канобу появился материал об этом курьёзе, представители канала потребовали его убрать и заявили, что изображение было показано в связи с художественным замыслом создателей, и «на сайте программы изначально было опубликовано примечание, содержащее ссылку на источник иллюстрации – видеоигру Metal Gear Solid V: The Phantom Pain». Но Канобу раскусили попытку обмана, обнаружив что ссылка была добавлена задним числом на следующий день после их заметки о ляпе. Вот и выходит, что редакторы RT проштрафились в любом случае: либо использовали изображение без ссылки на источник, либо приняли впечатляющие возможности FOX Engine за реальность. Ещё и обмануть попытались.

Team Fortress становится средством антинемецкой пропаганды

Но почему это наш знаменитый Первый канал должен отличаться от иностранных коллег, рано или поздно и он был просто обязан «похвастаться» каким-нибудь сочным ляпом на почве видеоигр. И действительно — свершилось. Вечером 2 сентября 2014 года по каналу показывали шестую серию научно-документального сериала «Первая Мировая», в которой рассказывалось о работе государственных пропагандистских служб различных стран-участников войны. Когда речь зашла об американских идеологах, на экране замелькали плакаты с изображениями немецких солдат, выставленных, по словам диктора, «настоящими исчадиями ада». И всё бы ничего, но как объяснить тот факт, что в самом конце этого ряда нам показали плакат с изображением отнюдь не фашиста, а самого что ни на есть Soldier’а из Team Fortress 2, который с аппетитом поедал младенца? Да-да, именно так: как и в случае с ArmA 2 и ирландскими террористами никто не стал проверять источник найденного в поисковике изображения и пустил его в оборот на авось. На деле оказалось, что автором арта был не какой-нибудь идеолог столетней давности, а наш с вами современник, финский художник, скрывающийся под ником TankTaur. В 2009 году компания Valve, разработчик Team Fortress 2, устроила среди пользователей конкурс фан-артов («The Propaganda Contest»), которые нужно было выполнить в стиле и духе пропагандистских плакатов начала 1900-х. TankTaur принимал участие в конкурсе, и создал три работы, одной из которых и оказался злополучный плакат.

Подобные случаи происходят по двум причинам. Во-первых, игры становятся всё более реалистичными, и порой отличить правду от вымысла становится попросту невозможно, особенно не знакомым с индустрией людям. Во-вторых, пока работники СМИ не будут досконально проверять источники используемой информации, такие курьёзы и ляпы будут пусть и редко, но происходить. Показательны слова одного из журналистов сайта Destructoid: «Что если мы захотим разыграть газетчиков, раз они так плохо проверяют факты? Сможем ли мы убедить Daily Mail в том, что Саддам Хусейн создал шагающий танк, снабжённый ядерными ракетами, и назвал его Metal Gear? Может быть, можно намекнуть The Telegraph, что есть компания, которая позволяет пережить воспоминания своих предков при помощи устройства, известного как Анимус? Возможности поистине безграничны».

А напоследок вот вам, как говорят телевизионщики, «сообщение с пометкой «молния»: буквально на прошлой неделе, 23 октября, на канале НТВ ведущая новостной передачи «Анатомия дня» назвала Garry’s Mod, известный мод для Half-Life 2, «одной из десятка игр, выпущенных на деньги Исламского государства Ирака и Леванта». Заинтригованы? Тогда вперёд — за подробностями! И помните: только мы можем открыть глаза севшим в лужу СМИ в случае таких казусов. Так что будьте бдительны!

Похожие записи: