Middle-Earth: Shadow of Mordor

Middle-Earth: Shadow of Mordor с самого начала выглядела немного странной игрой. Разработчики показывали в основном открытый мир, и даже на закрытых презентациях на Е3 временами просто усаживали журналистов перед телевизорами и говорили: делайте, что хотите. Получалось по-разному, но вопросы к авторам игры оставались. Недавно Shadow of Mordor наконец-то вышла в широкий прокат, и вопросы наконец-то отпали, а вот проблемы, наличие которых мы подозревали давно, остались.

Если игре чего и не хватает, так это структурированности. В ней, например, вопреки духу первоисточника и банальному здравому смыслу, практически полностью отсутствует сюжетная экспозиция, начальная стадия, на которой вы знакомитесь с миром и персонажами, и которая помогает зрителю или игроку построить с героями более тесные отношения. Все это тут происходит синхронно с обучением азам геймплея и занимает минут приблизительно семь, по итогам которых главный герой, рейнджер Талион, лишается более-менее всего на свете и оказывается мистическим образом связан с безымянным древним призраком. После этого игрока довольно бесцеремонно выкидывают в открытый мир, предлагая отомстить за только что перенесенную обиду и уничтожить верхушку сауроновского военного командования.

Фактически, Shadow of Mordor вся — как вторая половина любого другого, более умело сделанного, проекта в похожем жанре. Та, которая начинается, когда сюжетные миссии начинают слегка надоедать, и игрок отвлекается на дополнительные занятия. Здесь сюжет изначально не играет практически никакой роли и написан откровенно «на отвяжись», поэтому главным развлечением становятся необязательные миссии и челленджи.

К счастью, разработчики придумали для игры несколько довольно интересных штук, которые, по крайней мере, поначалу, увлекают не меньше, чем хорошая история. Главная из них — политическая система, которой авторы Shadow of Mordor одарили самых распространенных противников, орков. В армии Саурона существует довольно жесткая иерархия, но, поскольку речь идет об изначально испорченных и злобных существах, авторитет любого орочьего командира зиждется в первую очередь на способности быть самым лютым и живучим из своих собратьев. Офицер, не переживший очередную попытку покушения, считается внутренне неполноценным, а значит недостойным занимать руководящий пост, а все его полномочия передаются убийце (он-то, наоборот, все сделал правильно и сумел выбиться в люди).

Из-за этого вокруг вас постоянно разворачиваются нешуточные интриги, в которых можно принять участие. Если один вождь решил устроить другому засаду, Талион может явиться на место событий и помочь оркам перерезать друг друга. Один из спесивых лейтенантов закатил соратникам пир, чтобы укрепить свой авторитет? Отличный повод ввалиться на вечеринку в самый неподходящий момент и устроить дорогим гостям Красную свадьбу.

Мало того — сам Талион становится своеобразным винтиком этого механизма, так как за убийство постоянно досаждающего оркам рейнджера, любого из ваших врагов ждет немедленный бонус к авторитетности, а, может быть, и повышение, если вы до этого освободили пару вакансий в орочьем руководстве. Поскольку Талион, благодаря новым мистическим способностям, стал фактически бессмертным и воскресает после каждой смерти на ближайшем чекпойнте, повторяться это может до бесконечности.

Даже сам процесс выяснения, кто именно стоит у руля неумытой армии тьмы, в первые часы напоминает отдельную увлекательную игру. Изначально вы не знаете в лицо ни одного предводителя орды — все они для вас почти буквально темные лошадки. Но периодически на карте обнаруживаются забытые кем-то свитки с разведданными, взятые за живое орки и освобожденные вами рабы подбрасывают крупицы полезной информации, и вот, уже довольно скоро, вы знакомы с верхушкой орочьего вермахта лучше, чем с родной матерью.

Тут выясняется, что у каждого клыкастого командира есть свои сильные и слабые стороны, которые полезно учитывать при нападении. Один боится диких зверей, но сам звереет от боли. Другой особенно уязвим для добиваний и стелс-атак, но собрал вокруг себя большую свиту из наиболее крепких и многообещающих орчар. В результате многие покушения на лидеров орды (а их вам придется совершить немало) превращаются в своеобразные головоломки, условия которых еще динамически меняются, поскольку орки не любят стоять на одном месте.

Все это дополняется очень отзывчивой боевой системой, которую авторы позаимствовали в играх о Бэтмене и том же Assassin’s Creed. Здесь тоже все построено на длинных комбо и контратаках, но сделано чуть более удобно. Например, в Shadow of Mordor можно в любой момент отбить удар противника, не дожидаясь окончания очередной боевой анимации у главного героя. Благодаря этому, вы чувствуете, что действительно контролируете ход схватки, а сами сражения становятся более зрелищными.

При этом нельзя сказать, что драться в игре слишком уж просто — если с небольшой группой орков можно справиться без особых проблем, то, обратив на себя внимание крупного отряда или не остановив вовремя решившего поднять тревогу противника, вы очень серьезно рискуете. Во-первых, вас просто закидают шапками, во-вторых, на подмогу наверняка прибежит не только обычное пушечное мясо, но и разнообразные лучники с копейщиками, с которыми в принципе лучше иметь дело тет-а-тет, а не в большой свалке.

Первые несколько часов все это захватывает нешуточно, так что даже кажется, будто халтурный, никуда не ведущий и подающийся ненавязчиво до хамства сюжет, и абсолютное отсутствие у разработчиков представления о том, как правильно структурировать игру в открытом мире, не смогут испортить удовольствия. Но через несколько часов Shadow of Mordor начинает надоедать. Вы занимаетесь одними и теми же вещами, режете примерно одних и тех же орков под разными именами и с разными личными предпочтениями. И практически ничего вокруг вас не меняется.

Ситуацию можно было бы спасти, если бы разработчики придумали по-настоящему интересные и разнообразные дополнительные миссии, раз уж им в игре уделяется столько внимания, но, с другой стороны, странно было бы ожидать этого от людей, которые не справились даже с основной кампанией. В результате, спустя приблизительно пять-шесть часов, можно наблюдать интересный эффект. Взяв геймпад в руки, вы можете даже на довольно длительный промежуток времени пропасть в Shadow of Mordor, погрузившись в своеобразный транс, но, когда отходишь от телевизора перекурить и оправиться, возвращаться в игру совершенно не тянет. Она не вызывает того непередаваемого желания как можно быстрее бросить все и продолжить играть, которое, в частности, и отличает великие игры от просто пристойных.

Потому что Shadow of Mordor — именно что пристойная игра. Не грех убить в ней два-три вечера, если на горизонте нет ничего более достойного, и она даже доставит вам определенное удовольствие (особенно если качество сюжета не играет для вас определяющей роли). Но в абсолютных величинах это довольно слабое и однообразное экшен-приключение, в котором возможностью допросить орка, проникнув напрямую в его разум, а затем вонзить несчастному уроду кинжал в глаз, пытаются компенсировать отсутствие фантазии и понимания того, как сделать игру по-настоящему увлекательной.

Похожие записи: