Как и сколько можно зарабатывать в киберспорте

Многие до сих пор считают, что компьютерные игры — удел школьников-неудачников, с которыми взрослым людям неловко себя ассоциировать, вертя в пальцах новенький iPhone со «злыми птичками» на экране. С другой стороны, сообщения о многомиллионных призовых фондах на крупных турнирах по League of Legends и Dota 2 этой же публикой воспринимаются вполне нормально: миллион американских долларов в призах — это круто, но как-то даже ожидаемо. Такие состязания проводятся уже не первый год. Тем не менее: в СНГ есть порядка двух тысяч профессиональных киберспортсменов, которые то ли миллионы зашибают, то ли сидят дома у мамы на шее. Давайте вместе разберемся, как и сколько они зарабатывают.

Главный вопрос, на который хотелось бы ответить сразу: может ли обычный, допустим, менеджер нефтяной компании в 30 лет сказать: «все, хватит с меня, работа заела, платят мало, пойду зарабатывать деньги играми»? В теории — может, но вероятность успеха небольшая: даже великие игроки в таком возрасте уже значительно уступают в скорости реакции в два раза более молодым соперникам, хотя и могут с ними конкурировать за счет опыта. Но у нашего с вами менеджера опыта еще нет, а реакции уже не будет. В общем, соревновательными дисциплинами стоит начинать интересоваться в 14-19 лет — в этом возрасте, как и в любом виде спорта, гораздо больше шансов прийти к успеху. Но к примеру с нашим менеджером мы еще вернемся, а сейчас давайте посмотрим, как именно прогеймеры (игроки-профессионалы) получают свои деньги.

Самый понятный источник прибыли — призовые на турнире. Но турнир турниру рознь: есть, например, старый добрый Zotac cup. Уже более пяти лет раз в неделю любой желающий может через интернет сыграть в актуальные для Европы дисциплины (сейчас на сайте есть Hearthstone, FIFA 15 и StarCraft 2, раньше очень популярным был WarCraft 3). Приз за первое место — 100 евро. Участников от сотни до 512 человек (максимум в Hearthsone, сетка забивается полностью).

И таких базовых турниров — много. Где-то разыгрывают компьютерную периферию, где-то сражаются за «путевки» на большие турниры, где-то в призах просто деньги. Многие новостные сайты, фирмы из компьютерной индустрии и игровые сообщества стабильно вкладывают в такие турниры деньги, чтобы получить доступ к растущей аудитории прогеймеров и зрителей. Профессионалы же оценивают такие базовые онлайн-турниры скорее даже не как источник дохода, а как способ разнообразить тренировки.

Серьезные спортсмены зарабатывают совсем другие деньги на совсем других турнирах. За последние четыре года для некоторых дисциплин все стало очень серьезно: например, команда из пяти человек в этом году на мировом чемпионате по Dota 2 заработала $5 025 599 за первое место. Это турнир The International 2014 с общим призовым фондом в более чем 10 миллионов долларов. И даже учитывая, что турнир с такими деньгами только один в году, что это командная игра на пятерых человек (нужно делиться), что этот турнир проводится в США, где есть закон о 40% налоге для нерезидентов… Даже тогда получается, что у каждого упорно тренирующегося профессионала в этом виде спорта есть возможность раз в год заработать около $600 000. Неделю назад в Сеуле прошел чемпионат мира по League of Legends, где за первое место команда из пятерых человек получили $1 000 000. У других дисциплин ситуация с призовыми не такая интересная, однако и там они тоже растут.

Но как показывает семнадцатилетняя история киберспорта, нельзя быть всегда первым. Есть отношения внутри команды, есть мораль, есть усталость и, конечно же, всегда есть сильные противники. Поэтому прогеймерам нужен стабильный доход, зависящий от общего уровня игры, а не непосредственно от выигранных денег. Кроме того, игрок высокого класса должен думать преимущественно об игре, а не о визах, билетах, выплате призовых и прочих административных вопросах. Поэтому лучший путь к деньгам и славе — стать частью команды.

Игрокам выгодно состоять в клубах (традиционно их чаще называют командами), а клубам, в свою очередь, выгодно содержать «звезд» и выигрывать турниры. Кубки повышают статус команды в глазах инвесторов, а «звезды» — в глазах зрителей. И, как только возникает конкуренция за игроков между клубами, возникает зарплата. В зависимости от дисциплины (актуальными сейчас считаются League of Legends, Dota2, Counter Strike: Global Offensive, World of Tanks, StarCraft 2, Point Blank) игрок может рассчитывать на зарплату от $200 до $3000 в месяц с бонусами в виде менеджера, юриста, тренера и психолога. Живые деньги, впрочем, платят далеко не всем: даже в сильных лигах в зависимости от дисциплины зарплату будут получать от двух до десяти лучших команд.

Пришла пора вернуться к 30-летнему менеджеру нефтяной компании, который хочет все бросить и уйти зарабатывать в киберспорт. Да, в этом возрасте у него, скорее всего, уже не хватит скорости рук и времени на тренировки, но он вполне может стать менеджером в профессиональной команде или стримером. В обеих нишах сильная конкуренция, но судьба любит упорных и трудолюбивых. Конечно, с нефтяными доходами тягаться непросто, но заработать себе на жизнь регулярными трансляциями вполне реально, если подойти к этому делу с любовью и энтузиазмом.

Для прогеймера же остаются его призовые, зарплата и бонусы: поездки по разным странам и любовь фанатов. Так о какой сумме мы говорим? Про зарплату уже было сказано: вместе с доходом с трансляций лучшие игроки в России могут ежемесячно получать от $1000 до $4000. Точные суммы они не разглашают, но вот доход с призовых известен. По статистике сайта esportsearnings.com за текущий год, больше всего из россиян выиграли Иван «Na`Vi`VANSKOR» Скороход — $43254 и Айрат «Empire.Silent» Газиев — $37142.

Оба профессионально играют в дисциплине Dota 2, оба в составе команды Team Empire участвовали на главном турнире года в своей дисциплине — турнире The International, хотя и не очень удачно, заработав команде 13-е место и «всего» $21852 на пятерых. На постсоветском пространстве лучший результат на данный момент у бывшего капитана украинской команды Natus Vincere эстонца Клемента «TS.Puppey» Иванова —$154330. Первые десять позиций рейтинга с результатами от $1098200 до $300000 занимают китайцы. Конечно, статистику по призовым сильно смещает в сторону «доты» уже упомянутый турнир The International с его сверхвысокими выплатами: самые высокие показатели в других дисциплинах — $86690 в год у корейца Shin Hyung Lee, который играет в StarCraft 2 под псевдонимом INnoVation.

Эти цифры не могут не впечатлять, а полная картина еще интереснее. Если уровень зарплат в киберспорте активно формировался последние десять лет и в целом стабилен, то все остальное — количество турниров, участников, уровень призовых — растет год от года. Киберспорт становится все более серьезным явлением, и с этим нельзя не считаться.

Похожие записи: