Игропром со вкусом советского мороженого
Гуляя по необъятным просторам нашей родины, дорогой читатель, ты непременно рискуешь рано или поздно натолкнуться на дивную вещь – зал советского детства или, чего хуже, зал советских игровых автоматов. Нет-нет, не поймите меня неправильно, после финальной, на данный момент, части Call of Duty, геймплей «Морского боя» выглядит просто глотком свежего воздуха. Но все же, отойдя от ностальгической эйфории, начинаешь разглядывать сами экспонаты. А там значится: «Игра: 01. Год выпуска: 1989». Поневоле возникает вопрос: «Это что же, когда в доме у каждого американца уже по несколько лет стояли Atari и Nintendo, в нашей с вами стране пиком технологического прогресса считалась интерактивная забава в виде железного квадратика со светочувствительным элементом на крыше?»
Начнем сначала
Пока в 40х-60х годах западные ученые баловались со всякими Spacwar’ами и «теннисами на двоих», советская молодежь гоняла в футбол портфелями и устраивала драки колхоз на колхоз. А наши светила науки уже вовсю отправляли собак в космос и готовились к аналогичной процедуре с Юрием Алексеевичем Гагариным. Так что на заре компьютерных игр Советскому Союзу можно дать одно бонусное очко. Не совать нос, куда не просят, при этом играя в реальный космос, взамен виртуального, – величайшее искусство.
Продолжим с середины
Если быть серьезным, то летоисчисление нужно вести ровно с момента появления первого советского игрового автомата. Ходят слухи, что эта дата затерялась где-то в начале 70-х. К несчастью, имя первопроходца среди социалистических интерактивных забав, а также достоверный год его рождения, летопись старательно умалчивает. Но можно, слегка рискнув, предположить, что ими были такие именитые аппараты, как «Морской бой» и «Точный стрелок», радовавшие наших с вами родителей уже с 1974 года.
Первый, как 2 капли похож на аркаду Sea Devil (1970) от не так давно упокоившейся компании Midway. С опозданием на 4 года, первые советские геймдевелоперы скопировали концепцию американцев вплоть до последней торпеды. Разве что в нашей игре немного FPS проседает и спецэффекты не так хороши. Зато художники постарались на славу и оформили поле боя, словно битва развернулась близ живописнейших из берегов Кавказа.
Рожденный на Алтае, «Точный стрелок», ввиду наличия движущихся мишеней, можно без зазрения совести величать первым советским FPS. Дальше эта, с позволения сказать, франшиза разрослась в такие известные игры, как «Охота» и всеми любимый «Снайпер». Ручаюсь, партейка на последнем заменяла поход в тир даже тем, кто родился задолго после распада СССР, а машины с сиквелом продолжали стоять во многих детских парках еще 10, а то и 15 лет после краха серийного производства. Бешеную народную любовь к этому автомату легко объяснить тяжеленной валыной ИЖ, служащей заместо геймпада не одному поколению пионеров. А сочный звук выстрела, встроенный в аудиосистему игрушки, был для тогдашних детворы эдаким AWP эпохи развитого социализма – мощно, увесисто, надежно!
Но вот незадача! Проклятые американцы и тут, как говорят у меня на родине, «полизлы попэрэд батька в пэкло». Тир с электронной винтовкой был доступен в стране победившего бигмака и кока-колы еще с 1960-х годов. Возьмите к примеру Midway’s Rifle Range (1963). Однорукий бандит предлагал завсегдатаю игрового клуба изничтожать разящим электронным свинцом все, что плохо лежит и хорошо движется. И это аж за 2 года до начала рекрутинговой кампании во Вьетнам! Конечно, на стильные красно-белые мишеньки и внушающий уважение AWP-саунд у заокеанских инженеров ума не хватило. Зато у автомата был дивный рекламный плакат в стиле ар-деко, и мощный заряд мотивации для учащихся старшей школы пойти и отдать свою жизнь во имя демократии где-то у берегов желтых вод Меконга.
Украли мы эти игры или позаимствовали, был ли Нил Армстронг на Луне, а Гагарин – первым на орбите, но истина от этого не менее печальна и прозаична. Мы начали воровать идеи электромеханических аркад, лишь через 2 года после появления полностью электронного Pong. Сражаясь на равных с заокеанским оппонентом на просторах космоса, мы забыли о людях, что живут на Земле. Не давая опередить себя ни на йоту по суммарной мощности ядерных боеголовок, которых давно хватало, чтобы не оставить от мира даже Fallout’a, мы не догадались изобрести и простенькой электронной аркады. Как раз на этом моменте и началось наше затяжное поражение на, большинству неизвестном, но таком важном для нас с вами, фронте видеоигр.
А закончим в конце
Что печально, за следующие 15 лет производство игровых автоматов в Советском Союзе не сдвинулось ни на шаг. В этот огромный, по меркам индустрии, срок на западе пронеслась целая эпоха. Успело отгреметь аж 3 поколения консолей, случился целый кризис игровой индустрии и прошел период ее поправки, возникли печатные издания, всецело посвященные видеоиграм, а приставки стали превращаться в неотъемлемый атрибут домашней утвари. На серо-зеленые экраны игровых автоматов и ламповых телевизоров снизошли такие иконы, как Марио и Пак-Мэн. Стали появляться первые опыты с 3D…
… в то время как в Советском Союзе от 3D уходить никто и не думал. Работающие, в большинстве своем, по электромеханическим (а то и вовсе механическим) законам, громоздкие сверкающие махины продолжали выходить из года в год. Интерпретируя восприимчивость различных поверхностей к электромагнитным волнам, пытливые умы машиностроителей рождали все новые и новые идеи для игр. Но концепции дальше принципа «облучить вон то, чтобы получить вот это» решительно не шагали.
Такой подход породил множество вариаций пресловутого «Стрелка», превратил «Морской бой» во многопользовательскую «Торпедную атаку», опробовал разные виды гонок на одного и на двоих, а также создал завидное множество симуляторов военной и научной техники – в общем всего того, что не противоречило советскому строю и образу жизни.
Электромеханические игрушки продолжали выходить вплоть до развала СССР, демонстрируя при этом какую-то замедленную версию дарвиновской эволюции. Однако, особняком все же встали игры серии «Электроника ИМ», а то бишь игры микропроцессорные. Это были маленькие портативные консольки, сворованные позаимствованные у компании Nintendo. Статус ядерной державы все еще позволял разработчикам из Союза не беспокоиться о копирайте, поэтому большинство игр дословно повторяли японские поделки. Даже народный любимец «Ну, погоди!», и тот не является оригинальной задумкой. «Яйцелов» полностью скопирована с Nintendo Game and Watch — Egg — EG 26.
Но не подумайте, что нам совсем нечем похвастаться, и что у истоков российского игропрома стояли сплошь жулики да воры. Были и в нашем прошлом светила, чей талант заслуживает стоять на одной ступени пьедестала с именитыми мастерами микросхемы и цифры.
Вспомнить хотя бы Алексея Пажитнова, который 6 июня 1984 года подарил миру «Тетрис». Игра появилась на платформе под маркой «Электроника», так успешно копировавшей много лет кряду чужие разработки. Но судьба сыграла с Пажитновым злую шутку. Точно так же, как в Союзе не задумывались об авторском праве, проигнорировали его и по ту сторону железного занавеса. Копирайт на головоломку мгновенно расхватала толпа пройдох, среди которых был кто угодно, но только не Алексей. Впрочем, как видно, изобретателя это совершенно не смущает, так как в анналы истории вошел именно он.
Или же, что творили народные умельцы на университетских ZX Spectrum. Всего в двух цветах, в качестве графического редактора используя лишь символы латинского алфавита, таланты иной раз умудрялись оживить бездушные Х’ы и слэши, аккуратно завернув их в интересный геймплей. Стреляли когда-нибудь восклицательными знаками по доллару? Или, быть может, садились за штурвал летательного аппарата собранного из 8 символов английской раскладки?
Но это уже совсем другая история…
С распадом СССР в страну рекой хлынули заморские технологии. Нет, уже в 80х отдельные предприниматели организовывали подпольные видеозалы с порно или же, за месячную зарплату средней руки сталевара, предлагали поскакать по грибам в роли Марио где-то на консперативной квартире. Но все же после 1991 года все границы как прорвало. Появления на радиорынках одной только приставки Dendy с лихвой хватило, чтобы свести весь выпуск игровых автоматов на нет. А ведь NES пришла не одна, еще были «сеги», а также новенькие компьютеры на работе у родителей. Начала рождаться уже другая, так называемая, «отечественная» игровая индустрия.
P.S. Если вы по каким-то причинам ни разу не сталкивались с советскими игровыми автоматами, компенсировать это можно перейдя по адресу 15kop.ru Просто введите латиницей название интересующей вас аркады (пример http://morskoy-boy.15kop.ru/) и наслаждайтесь её браузерной реинкарнацией. Второй способ окунуться в атмосферу советского детства не покидая отчих стен — приобрести игру «Нового диска» «Советские игровые автоматы» (2009).