Call of Duty: Advanced Warfare

На протяжении последних десяти лет главными сюжетными шутерами на планете были Halo и Call of Duty. Стартовав в начале 2000-х, эти игры за три-четыре года отодвинули в тень лидеров предыдущего периода (Quake и Unreal) и за несколько лет стали самыми крупными шутерами по масштабу, бюджету и объему продаж. Какое-то время они шли вровень, но к четвертой части Halo стал проигрывать и в качестве, и в тиражах. Пройти Halo 4 не хватило терпения даже у меня, поклонника серии.

В этом году ситуация изменилась: Bungie выпустила величественный ММО-шутер Destiny, похожий на Halo на уровне ощущений, но в другой вселенной и с новой механикой. Разработчики Call of Duty тоже заявили о перезагрузке серии: по их словам, Advanced Warfare должен был стать «новой эрой».

События Call of Duty: Advanced Warfare приходятся на середину XXI века. Геополитический расклад и угрозы остались примерно теми же (американцы воюют с северокорейской армией на улицах Сеула и держат Ирак под прямым управлением), но облик войны ощутимо изменился. Солдаты оснащены экзоскелетами и персональными беспилотниками, над улицами саранчой летают стаи дронов, в небе господствуют дальние потомки V-22 Osprey, а по земле разъезжают универсальные шагающе-гусеничные танки с рэйлганами и ракетами.

Конфликт разгорается из-за террористической организации KVA, атакующей с неясными целями атомные электростанции в США и Европе и управляемой чеченцем с арабской внешностью и грузинским именем Иосиф Чхеидзе. Борьбу с KVA берет на себя компания Atlas во главе с директором Джонатаном Айронсом (внешность и голос Кевина Спейси). Из преимущественно военно-промышленной компании Atlas быстро становится еще и крупнейшей частной военной компанией с собственными вооруженными силами — и превращается в проблему даже для США. В современных системах координат это как если бы Lockheed Martin объединилась с Academi и вооружилась амбициями ExxonMobil.

Борьба за мир во всем мире по традиции отличается широкой географией (Южная Корея, Греция, Болгария, Ирак, Нигерия, США, Антарктида) и интернациональным характером (среди напарников есть русская женщина-спецназовец Илона), а любые дела делаются в последнюю секунду и сопровождаются светопреставлением: все вокруг постоянно взрывается и рушится. Напарники ни на секунду не оставляют в покое («Митчелл, туда», «Митчелл, сюда», «Митчелл, то», «Митчелл, се»), а пространства для импровизации почти нет: сценарий заставляют разыгрывать как по нотам, и немедленно карают смертью, если в интерактивной кат-сцене ошибешься хоть на долю секунды.

В Call of Duty: Advanced Warfare хватает новых идей. Есть экзоскелет, позволяющий высоко прыгать, безопасно приземляться с большой высоты и голыми руками рвать на куски бронетехнику. Есть перчатки для лазания по вертикальным поверхностям. Есть гарпун, с помощью которого можно моментально перемещаться с крыши на крышу и вырывать пилотов из кабин мехов. Есть шесть видов гранат, включая управляемые и подсвечивающие врагов за стенами. Есть боевой беспилотник и разведывательный беспилотник размером с насекомое. Есть встроенный в руку щит. Есть невидимость.

Беда в том, что в одиночной игре насладиться этим богатством негде, некогда или просто незачем. Каждый фокус дают попробовать в строго определенном месте, а в остальное время чудеса военной промышленности XXI века либо недоступны, либо нет времени их применять (это же «Колда», здесь все время надо бежать, бежать, бежать сломя голову), либо они не нужны (и так можно справиться). Был комичный случай, когда я во время преследования спрыгнул с большой высоты в надежде затормозить над поверхностью земли с помощью экзоскелета. Я забыл, что прыжки в высоту в этой миссии недоступны, и в итоге просто разбился.

Шесть видов гранат создают больше проблем, чем решают. Выбрать тип гранаты можно только перед броском, а, взяв гранату, ее в любом случае придется бросить, иначе она взорвется в руках. Гранаты приходится перебирать под обстрелом, из-за этого часто бросаешь не то, что нужно.

Может быть, в сетевой игре дела обстоят лучше? Там можно заранее выбрать оружие и настроить возможности экзоскелета, а большое разнообразие режимов поначалу создает впечатление, что мультиплеер сделан серьезно и рассчитан на долгие месяцы игры. Однако это иллюзия. После Destiny сетевой режим Call of Duty: Advanced Warfare оставляет ощущение игры из другой эпохи. Большинство режимов повторяют друг друга под разными названиями, механика не настолько отточенная, карты не такие удачные, а накал страстей и близко не приближается к Destiny.

Разница в графике еще больше. Destiny — самая красивая игра на данный момент, и Advanced Warfare ей совершенно не конкурент. Игра выглядит так, как обычно выглядит Call of Duty, в ней до сих пор чувствуется преемственность с технологией 2003 года, на которой была сделана самая первая часть. В роликах графика гораздо лучше, но после них слабость игровой картинки чувствуется еще больше.

А печальнее всего, что в Call of Duty: Advanced Warfare нет ни одной запоминающейся сцены. Call of Duty всегда был тиром-аттракционом, почти в каждой части были знаковые моменты: Припять, Байконур, ядерный взрыв на орбите глазами космонавта, расстрел гражданских в московском аэропорте, захват боевой космической станции в открытом космосе. В Advanced Warfare таких моментов нет вообще. В памяти остается только византийская ухмылка Кевина Спейси.

Call of Duty: Advanced Warfare лучше почти любого современного шутера, но в сравнении с Destiny проигрывает во всем. В ней хуже механика, хуже уровни, хуже графика, хуже сетевой режим. Это все еще хорошая игра — но ничем не удивляющая и ничем не запоминающаяся.

Похожие записи: