Бесплатны навсегда

Классика, как известно, бесценна. Эта фраза обретает буквальный смысл, когда проверенные временем произведения со временем появляются в свободном доступе: «Мосфильм» и «Союзмультфильм» выкладывают на YouTube свои старые хиты («Золотой теленок», «Неуловимые мстители», «Винни Пух», «Бременские музыканты» и другие), а самые прогрессивные музеи свободно размещают в сети свои коллекции — так сделал, например, Метрополитен-музей Нью-Йорка). В игровой индустрии разработчики и издатели также практикуют подобный подход: в целях рекламы или продвижения нового проекта они делают совершенно бесплатными некоторые из своих старых игр. Сегодня мы решили проверить, каких успехов достигла игровая индустрия в деле популяризации классики.

The Elder Scrolls: Arena и Daggerfall

Серия The Elder Scrolls не нуждается в представлении для современных игроков. Но не все знают, с чего она начиналась. В 1994 году Bethesda выпустила The Elder Scrolls: Arena, ролевую игру от первого лица, которая задала новые стандарты для жанра и была одной из самых сложных игр по меркам своего времени (не говоря уже о сегодняшних днях). Однако она ни в какое сравнение не шла со своим преемником The Elder Scrolls 2: Daggerfall (1996). Вторая часть серии до сих пор является абсолютным рекордсменом по размерам игрового мира: сотни тысяч квадратных километров территории, доступной для исследования, поистине поражали воображение.

В 2004 году в честь десятилетия серии и заодно в качестве рекламной акции перед выходом TES 4: Oblivion Bethesda выложила в свободный доступ скачиваемую версию Arena. В 2009 году на пятнадцатую годовщину сериала бесплатной стала и Daggerfall.

Почему в это стоит сыграть: если вы хотите поиграть в действительно сложную игру (обе части Dark Souls позади, но Bloodborne выйдет нескоро), то ваш выбор — Arena: главный дизайнер TES: Morrowind Кен Ролстон, по его собственным словам, начинал игру двадцать раз, но из стартовой темницы выбрался лишь единожды. Если вас не пугает перспектива двухнедельного (!) пешего путешествия из одного конца игровой карты в другой — Daggerfall ждет. А если вы еще и фанат серии, но по какой-то неведомой причине не знаете, с чего она начиналась, значит, это повод наверстать упущенное и ознакомиться с обеими играми.

Где взять: с официального сайта серии: Arena и Daggerfall

Beneath a Steel Sky

Творческий путь Revolution Software, создателей знаменитой серии Broken Sword, начинался с двух игр — квестов Lure of the Temptress (1992) и Beneath a Steel Sky (1994). Первая игра обладала инновационными для своего времени управлением и графикой и соперничала с квестами таких гигантов, как Sierra и LucasArts. Ее успех обеспечил студии дальнейшее существование, и вскоре на свет появился будущий хит — Beneath a Steel Sky, юмористическая антиутопия в стиле киберпанк (да, сочетание странное, но за это игру и полюбили). Мрачные антуражи соседствовали с уморительными «черными» шутками, а персонаж мог умереть от неосторожных действий игрока.

Оба квеста стали бесплатными в 2003 году в качестве поддержки программы-интерпретатора игровых движков ScummVM.

Почему в это стоит сыграть: кроме того, что обе игры — одни из лучших представителей квестовой классики девяностых, есть еще один повод: в данный момент Revolution разрабатывает вторую часть Beneath a Steel Sky, которая помимо PC выйдет и на мобильных платформах. Да и где еще вы встретите киберпанк с юмором?

Где взять: в сервисе цифровой дистрибуции Desura, на сайте ScummVM и в стартовой линейке бесплатных игр при регистрации на GOG.com.

DreamWeb

Продолжая тему киберпанка, классики и бесплатных игр, нельзя не упомянуть DreamWeb — возможно, самую депрессивную и мрачную игру за время существования индустрии. Квест был разработан в 1992 году малоизвестной студией Creative Reality, и отличался довольно оригинальным для жанра видом сверху, отличным сюжетом и нетривиальными загадками. Выйдя в один год с Mortal Kombat, DreamWeb была сравнима с ним по уровню жестокости и насилия. Серийный убийца-психопат в качестве героя, обилие кровавых сцен, немного эротики — и все это в далеко не веселом антураже киберпанка.

В 2012 году квест сделали бесплатным в честь двадцатилетия с момента выхода.

Почему в это стоит сыграть: одна из самых атмосферных и провокационных игр своего времени, абсолютно противопоказанная детям, впечатлительным людям и властям Австралии. Играйте, пока про нее не вспомнили и не запретили.

Где взять: на сайте ScummVM.

Marathon Trilogy

Студию Bungie сегодня принято ассоциировать с Halo и Destiny, но в середине девяностых положение было иным. Спустя почти год после выхода знаменитого Doom, в декабре 1994 года компания выпустила на Mac его двойника — Marathon. Но сходство было лишь поверхностным. Игра Bungie была первым по-настоящему «сюжетным» шутером с очень разнообразными по тем временам миссиями. Архитектура уровней предполагала нелинейное прохождение, у оружия появился альтернативный режим стрельбы, но под водой он не работал. В 1995 и 1996 годах свет увидели Marathon 2: Durandal и Marathon Infinity.

В 1999 году Bungie выложили в свободный доступ исходный код второй части, что позволило фанатам разработать улучшенную версию движка, Aleph One, адаптированную под Linux и Windows. А в 2005 году Bungie сделали бесплатной и оригинальную трилогию для Mac.

Почему в это стоит сыграть: именно успех Marathon привлек к разработчикам интерес Microsoft, и трилогия фактически стала прародителем серии Halo, с которой у нее, кстати говоря, общая вселенная. Кроме того, несколько лет назад Bungie обновили регистрацию торговой маркм Marathon. Как знать — вдруг в будущем компания решит возродить одного из своих «первенцев»?

Где взять: на сайте Aleph One.

Command Conquer

Жанр стратегий во многом обязан своим существованием студии Westwood. После блистательной второй «Дюны» разработчики выпустили Command Conquer — игру, которая схлестнулась с самим Warcraft 2 и принесла своим создателям огромную популярность. Под управление игрок мог впервые брать неограниченное число юнитов, а в роликах (поставленных нарочито плохо) снимались живые актеры. Доля придурковатого безумия и выделяла эту стратегию среди собратьев. А возможность игры по сети (что для стратегий тогда было откровением) только закрепила успех. Затем последовали приквел Red Alert и сиквел Tiberian Sun. Первый отличала немыслимая концентрация сумасшествия и сюжетной «клюквы» (чего только стоили бронированные медведи), вторую — улучшенная механика и изометрический вид.

В 2007 году в честь двенадцатилетия серии первую часть сделали бесплатной. Затем то же произошло с Red Alert в 2008 году в ходе поддержки релиза Red Alert 3 и с Tiberian Sun в 2010 году перед выходом CC 4.

Почему в это стоит сыграть: стратегии от великой Westwood, наряду с Warcraft 2 определившие облик жанра на годы вперед, определенно заслуживают внимания. А если вам интересен исход противостояния СССР и Запада, отдающий «клюквенным» ароматом, значит, вам точно сюда.

Где взять: Интернет-архив Wayback Machine, на сайте Red Alert.

Star Control 2

В 1992 году компания Toys for Bob выпустила вторую игру в серии Star Control. Она сочетала в себе космическую аркаду, ролевую игру, стратегию и квест, а также элементы экономики и дипломатии. Акцент ставился на исследование сотен планет на обширной звездной карте. Инопланетные расы были проработаны до мелочей, и это касалось не только их истории, культуры и физиологии, но и манеры поведения в диалогах и звукового оформления. На случай провала переговоров у игрока имелся личный космический флот, а в мирное время нужно было собирать ресурсы для его усовершенствования.

В 2002 году создатели игры выложили исходный код в свободный доступ, и силами фанатов был запущен проект под названием The Ur-Quan Masters, фактически — порт Star Control 2 на современные системы. В числе прочего в него была включена поддержка модов и мультиплеера.

Почему в это стоит сыграть: достаточно сказать, что по масштабам и глубине игру сравнивали с Fallout и X-COM и называли одной из величайших игр в истории. Кроме того, компания Stardock, владеющая правами на серию, в 2013 году объявила о намерении перезапустить серию. Ориентиром была выбрана именно вторая часть.

Где взять: на сайте проекта The Ur-Quan Masters.

Сегодня мы рассказали вам о бесплатных представителях золотой классики девяностых. Многие из них уже отметили свое двадцатилетие либо сделают это в самое ближайшее время. По меркам игровой индустрии это — целая вечность, каменный век. Поэтому играть в ту же TES: Daggerfall сегодня можно лишь из образовательного интереса. Но чем больше издателей и разработчиков последуют благородному примеру и выложат свои классические хиты в открытый доступ — тем больше пользы для игровой индустрии в целом. Ведь не увидев толком свое прошлое, сложно осознать настоящее и предвидеть будущее.

Похожие записи: