Bandits: Phoenix Rising

Бандиты — Безумный Маркс

Йо-хо-хо, и бутылка настойки!

Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня с вами рубрика «Старпёры одобряют», где мы рассказываем о тех временах, когда трава была зеленее, графика хуже, а Call of Duty не существовало (отставить радость!). Концентрация старческого брюзжания будет традиционно высока, но мы обязательно постараемся держать себя в руках, так что воплей «оконсолили!», «казуальщина!», «приди и защити же нас, святой Half-Life-заступник!» и тому подобного вы всё-таки не услышите. Хотя, конечно, хочется. Очень…

Но вместо этого сегодня мы расскажем вам о замечательной жемчужине игростроя 2002 года выпуска под названием Bandits: Phoenix Racing, более известную в России как Бандиты — Безумный Маркс.

From Sweden, with love

Сия прелесть появилась на свет в результате трудовой деятельности команды шведских разработчиков GRIN Entertainment, и представляла из себя зверушку исчезающе редкого (даже по сей день) вида — автомобильный экшен. Или, как мы их тогда в детстве называли, «гоночки со стрельбой».

Действо происходит в далёком и совсем не светлом будущем человечества, которое, как это часто бывает в фантастике, угрозы применения ядерного оружия осуществило на практике, и в результате весь мир превратился в одну большую выжженную пустыню. Остатки людей, как обычно, объединились в банды, разъезжают на обвешанных оружием колымагах, и теперь развлекаются вовсю, сражаясь за воду, еду, топливо и металлолом. За главаря одной из таких, эм, фракций под названием «Волки пустошей» мы и будем играть.

Собственно, сам процесс представляет из себя последовательность энного количества миссий, в перерыве между которыми мы читаем брифинги и подбираем машину и оружие. Но несмотря на то, что большая часть заданий очевидным образом сводится к лихим пострелушкам, разработчики очень старались, чтобы вам не было скучно.

Так, придётся и в гонках поучаствовать (под вопли напарника «Тапку в пол, водила недоделанный! Тапку в пол!»), и с конвоями повозиться (сначала отбивать, потом сопровождать, а потом и чужой уничтожать), и вражеским главарям засады устраивать, и базы захватывать, и поезд защищать, и многое другое. Рискну предположить, что многие из уровней вам очень даже запомнятся.

Ничего лишнего… просто геймдизайн

Все свои многочисленные достоинства «Бандитам» достались благодаря их создателям из GRIN. Эта команда за свою не столь долгую историю успела как минимум несколько раз блестяще доказать, что знаменитый шведский принцип «ничего лишнего» более чем применим к играм. Им, как немногим другим, великолепно удавалось создавать потрясающе минималистичные и простые, но в то же время исключительно сбалансированные и интересные игровые механики.

Стоит вспомнить хотя бы их предыдущий проект, Ballistics. Это, если кто не знает, до сих пор (!) единственная в своём роде по-настоящему сверхзвуковая автоаркада, в которой 1500 км/ч — совсем даже и не предел. За исключением, собственно, гоночных заездов (сиречь чемпионатов) и настройки своего болида в игре, по сути, больше ничего и не было, но баланс, сложность и увлекательность были столь высоки, что игра стала маленьким шедевром в своём жанре.

«Бандиты» сделаны с таким же подходом. Если просто глянуть, что называется, на цифры, то картина вроде бы не впечатляет: всего три доступных для использования машины, дай бог десять видов оружия, столько же вариаций супостатов, да горстка миссий. Но снова, как и в случае с Ballistics, главное не что, а как.

Смертоубийственные покатушки

Всего три машины, скажете вы? Зато каждой из них необходимо уметь управлять. Маленький и вроде бы смешной «Клоп» разваливается в рекордные сроки и способен носить всего три вида оружия, но зато ездит столь резво, что на нём (если наловчиться) можно замечательно нарезать круги вокруг всяких недоброжелателей, получая минимум урона. Огромный танк «Людоед», наоборот, пушками обвешан по самое не балуйся, зато перемещается со скоростью улитки, а враги с радостью большой и лёгкостью необычайной поливают его из всех стволов.

То же самое с оружием. Дробовик (можно два сразу) прекрасен, но только при стрельбе в упор. Ракетница великолепна, однако нужно научиться из неё попадать. Любите гранатомёты и мортиры? Замечательно, а теперь просчитывайте дистанцию стрельбы. Наконец, винтовкой смогут эффективно пользоваться только истинные профи, но взамен она убивает всех с одного-двух выстрелов.

В результате вам нужно соображать постоянно. Правильно выбирать машину и оружие для миссии, следить за количеством и типами врагов, не забывать грамотно перемещаться, и максимально умело использовать собственные преимущества.

Глоток ностальгии

«Да ну все эти глупости! Врублю easy и буду всех нагибать!» — скажет молодой игрок, и будет неправ. Ой как неправ.

Не стоит забывать, что «Бандиты» вышли аж в 2002 году, когда на свете ещё не было таких богопротивных вещей, как «регенерация», «укрытия» и «вездесущие чекпоинты». А потому неподготовленного игрока ждут весьма занятные сюрпризы. Например, здесь нельзя сохраняться. Только между миссиями. А миссии в среднем длятся минут 20-30 как минимум… Здоровье не восстанавливается (только аптечками, а их запас весьма ограничен). Враги вполне в состоянии прикончить вас очень быстро, а боссам и вовсе нескольких секунд хватит.

И до кучи, easy, на мой скромный взгляд — единственный уровень сложности, на котором игру вообще можно пройти. Остальные видимо были рассчитаны на роботов и корейских детей. Ну и ещё, просто чтоб вы знали, финальный уровень я так и не смог одолеть до сих пор. Если дойдёте, поймёте.

Разумеется, не все миссии в игре настолько сложны, но всё равно если вы не готовы к, что называется, «старорежимному экшену», лучше даже не садитесь за Bandits. Целее будете.

Песенка весёлого байкера

Окромя прекрасного в своей глубине и сложности игрового процесса детищу GRIN также есть, чем гордиться. Например, отличной (для 2002 года, конечно же) анимацией и неплохими спецэффектами. Декорации же, увы, непримечательны (пост-апокалипсис, всё-таки), но положенную атмосферу создают отменно.

А вот музыка замечательная. Несколько радиостанций на любой вкус (кстати, каждая принадлежит определённой банде и отвечает за отдельный стиль, например «Волки пустошей» любят фанк и диско, «Горящие головы» — забойный рок, а «Жестянщики — техно) и множество отличнейших композиций чудесно справляются с созданием нужного настроения. Хочешь пополнить музыкальную коллекцию, дружище? «Бандиты» к твоим услугам.

Особенности национальной локализации

Наконец, я был бы последней сволочью, если бы не сказал о восхитительной работе локализаторов из Snowball Interactive. Видите ли, в те далёкие времена её принято было делать не просто хорошо, а с огоньком, задором, выдумкой и большой любовью. На выходе нередко получались настоящие произведения искусства. Даже у пиратов (все помнят «Фаргус», я надеюсь?) «Безумный Маркс» является одним из лучших представителей того навсегда канувшего в небытие времени.

Абсолютно всё не просто переведено, но творчески переработано в сторону веселья, угара, и простой человеческой радости. В том числе изменены практически все имена и названия. Дробовик «дуршлаг», пулемёты «мясорубка» и «череподробилка» (да, да, именно так), боссы Пафнутий и Самоделкин, миссии под названиями «Темнота — друг молодёжи» и «Игра в паровозики»… Почти в каждом брифинге (помимо текста вроде «у наших бравых бандитов трубы неистово горят, поэтому сгоняй-ка ты к «Горящим головам» и отними у них самогонный аппарат») в целях миссии обязательно написано что-нибудь а-ля «ворвись на вражескую базу/прикончи привратника/впусти союзников/сделай их всех, парень».

Диалоги (роскошно озвученные), да и просто отдельные фразы заслуживают аплодисментов стоя. Я с трудом борюсь с желанием просто-таки завалить вас цитатами, но всё же не буду. Перечислять можно долго, но если одним словом — непередаваемо. Почти Warcraft 3, а может и не хуже. Увы, сегодня так больше не делают.

Бандиты с большой дороги

К превеликому сожалению, GRIN закрылась в 2009 году, успев выпустить, помимо Ballistics и Bandits, средненькие Wanted: Weapons of Fate и Terminator Salvation, а также две части тактического экшена Ghost Recon Advanced Warfighter. О былых заслугах напомнили лишь перезапущенные Bionic Commando и Bionic Commando Rearmed, в которых, если приглядеться, можно было снова увидеть отточенную механику, минимализм и глубину.

Тем не менее, лично для меня «Бандиты», несмотря на нишевость, навсегда остались одной из самых любимых и душевных игр. Где-то рядом с первой «Mafia», «Max Payne», и многими другими.

Впрочем, попробовать поиграть вполне стоит и сегодня. В конце концов, в этом достаточно редком жанре никогда не было много достойных представителей, а «Бандиты» отлично развлекают даже сегодня.

Похожие записи: