A Bird Story
В ноябре 2011 года случилось маленькое чудо – на свет появился To the Moon, детище канадца Кана Гао и его студии Freebird Games. В этой трехкопеечной игре Гао смог рассказать безумно красивую и трогательную историю, от финала которой хотелось орать в голос от переполнявших эмоций. To the Moon в итоге собрал урожай из превосходной прессы и получил статус нишевого шедевра, а через год последовал логичный анонс продолжения. A Bird Story, виновник торжества, как раз и является этаким приквелом этого сиквела и повествует о детстве главного героя грядущего продолжения.
Забегая наперед, сразу скажу, что геймплея в A Bird Story еще меньше, чем в To the Moon, хотя, казалось бы, куда еще меньше. Этот минималистичный подход коснулся и диалогов, «Начало» и «Конец» в меню — единственные два слова, что вы увидите в игре. Все, что требуется от игрока – это изредка перемещать персонажа по карте и пару раз нажать на «Space». И наблюдать. Наблюдать за удивительно милой и предельно простой на первый взгляд истории о мальчике, который выхаживает найденную в лесу птицу с подбитым крылом. Гао выстраивает сюжет так же, как и Дисней в свое время – знакомство, становление дружбы, условный конфликт и далее по списку, выделяя каждый этап своим настроением. A Bird Story виртуозно играет на тех самых потаенных струнках, за которые разучилась дергать корпорация имени Микки Мауса, вызывая целую гамму эмоций, от чистой радости до хмурой тревоги, но неизменно оставляя после себя ощущение чего-то светлого и доброго.
Но «настоящий диснеевский мультфильм» — это лишь вершина айсберга идей, заложенных в A Bird Story. Очень важно, что это еще и история, смешивающая воспоминания, мечты и воображения мальчика и воплощенная в весьма фантасмагоричной форме. Кругом царит образность и гипертрофирование, постоянно меняющиеся формы и ощущение нервного сна. Причем A Bird Story можно считать образчиком настоящего сюрреализма, который должен еще и нести помимо формы выражение бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов автора, пытаться иносказательно передать воспоминания собственного детства. И пусть не в полной мере, но эти черты здесь просматриваются. Кан Гао в одном из интервью говорил, что история игры – проекция его ярчайших воспоминаний детства, что однажды он и сам выхаживал раненую птицу. Так что, даже несмотря на некую топорность и простоту заложенной идеи для сюрреализма, выступление на сцене такого непростого жанра достойно похвалы как минимум.
A Bird Story — это буйство чувств продолжительностью в один короткий час, чья экспрессия подкреплена фирменной музыкой Кана Гао и опрятной пиксельной картинкой. Игрок в ней зритель, и какой бы то ни было геймплей лишь вносил бы раздражающую суету. А после финальных титров до безумия хочется узнать – какая же жизнь была у этого мальчика и каковой была его сокровенная мечта.
P.S. Если вы вдруг по какой-то неведомой и заранее неуважительной причине не играли в To the Moon, то знайте – вас ждет особый котел по соседству с фанатами капитана Прайса.