16 бит воспоминаний

Предновогодняя пора – это то время, когда даже в самом прожженном брюзге и цинике нет-нет да проснется живущий глубоко внутри ребенок. Самое подходящее время для того, чтобы помечтать и поностальгировать. А вспоминать, разумеется, мы будем видеоигры, причем той эпохи, когда деревья были большими, а графика – двухмерной. У поколения тех, кому немного за 20 (или около того) знакомство с миром электронных развлечений началось либо с культовой Dendy, либо же с ее более прокачанным конкурентом – черной красавицей Sega Mega Drive. Именно об этом 16-битном звере я и поведу свой рассказ. Раньше игроков (тем более младше-среднего школьного возраста) удивить было гораздо проще, но я и сейчас с легкостью могу вспомнить несколько игр для Sega, в той или иной степени повлиявшие на мой геймерский вкус.

Самым первым моим картриджем по иронии судьбы была первая часть Mortal Kombat. Это был довольно аскетичный файтинг, наделавший в свое время немало шуму благодаря своей исключительной жестокости. Хотя ничего особенного там и не было. Даже брызги крови появлялись исключительно после активации чит-кода. Только тогда немногочисленные персонажи начинали вырывать друг другу сердца и сжигать заживо. Дополнительного обаяния первой MK придавала симпатичная графика, завязанная на motion-capture, и наличие какого-никакого сюжета.

Публика осталась в восторге, так что одной частью разработчики не ограничились. Своего кровавого апогея файтинг достиг в точке под названием Ultimate Mortal Kombat 3. Огромный по меркам сериала выбор бойцов, шикарная графика, комбо-удары и, конечно же, фаталити. Практически за каждым персонажем было закреплено по два зрелищных добивания, и это не говоря уже о различных Animality, Babality, Friendship, The Pit и геймпадоломающих Brutality. В компании с друзьями в UMK 3 можно было уйти на долгие часы, и эта аддиктивность прошла с сериалом сквозь года. Лично для меня Mortal Kombat – единственный достойный файтинг (да простят меня фанаты Street Fighter и иже с ним), а немногословный ниндзя в желтом костюме по имени Скорпион – один из лучших игровых персонажей в принципе.

Много бескровных драк было в другом сериале – фэнтези битэм-апе Golden Axe, лучшей частью которого, пожалуй, также стоит считать третью. Четыре героя на выбор, двигающий слева направо в изометрической проекции – игр, подобных «Золотой секире», на Sega было сотни, но все же в Golden Axe присутствовало что-то особенное. Приятная графика, интересные враги, огромные боссы, зрелищная магия, завязанная на стихиях – у каждого воина она была своя, как и стиль боя. А еще очень даже неплохая реиграбельность. Мало того, что Golden Axe 3 могла похвастаться немалой продолжительностью, так еще и несколько раз игроку выпадал шанс самому выбрать свой дальнейший маршрут – пойти по пути А или по пути Б. О вариативности говорить не приходится, но разнообразия все же это добавляло — за счет меняющихся локаций и врагов.

Если говорить о хардкорных развлечениях для двоих игроков, нельзя не упомянуть Zombies Ate My Neighboгs. Пародию на все фильмы ужасов разом отличал очень подлый гемплей, притупляющий бдительность своей простотой поначалу, а спустя с десяток уровней (всего их было больше пятидесяти) окунала в настоящий ужас. Выживать в «Зомби» было непросто, и делать это стоило в слаженном тандеме. Так повышались шансы прорваться сквозь парки, кишащие маньяками с бензопилами, пирамиды, полные мумий, супермаркеты, населенные ожившими куклами. Способы их уничтожения также могли похвастаться своей креативностью. Зомби хорошо убивались из водяных пистолетов, против маньяков в хоккейных масках и гигантских муравьев (были такие) лучше всего подходили импровизированные гранаты – банки с содовой, а для оборотней, как всем известно, нет ничего страшнее столового серебра. Множество кинематографических отсылок, качественный юмор и при этом настоящий саспенс – вот что такое Zombies Ate My Neighbors.

Хватало на Sega и более «интимных» переживаний. Когда только ты один, геймпад и игра. Одним из самых мощных таких впечатлений был роскошный шутер Robocop vs. Terminator. Два железных кумира мальчишек 90-х сошлись в смертельной схватке. Игроку доставалась роль закованного в металлические доспехи полицейского Алекса Мерфи, бросившего вызов искусственному интеллекту Skynet и ведомой им армии киборгов. Сам факт того, что ты управляешь Робокопом, вызывал восторг, а ведь к нему еще прилагалась отличная графика, индастриал-саундтрек, повышенный уровень насилия (люди от пулей натурально разлетались на куски с неприятным хлюпаньем) и недетская сложность. Лично мне Robocop vs. Terminator поддался только с читами.

Аналогичные впечатления остались и от Comix Zone. Это вообще уникальный проект – как по форме, так и по содержанию. Сюжет рассказывал об авторе комиксов, который сам оказывается на страницах своих же графических новелл и теперь вынужден сражаться с им же и придуманными злодеями. Оригинальный графический стиль, крепкая боевая система, юмор, регулярно рушащаяся пресловутая «четвертая стена». Но сильнее всего Comix Zone отличал именно сеттинг. Герой путешествовал по страницам комикса, оказываясь то в пост-апокалиптичных пейзажах, то в тибетском монастыре. А в финале на плечи игрока возлагалась огромная ответственность – от него зависело, погибнет ли новая подруга протагониста или же он вернется с ней в реальный мир.

Раз уж речь зашла о комиксах, стоит упомянуть парой добрых слов игр, так или иначе причастных к этому жанру. Judge Dredd делали по мотивам одноименного фильма (который, в свою очередь, был снят именно по комиксам, пусть и с большими расхождениями от первоисточника) и, несмотря на неоднозначность картины, игра вышла отменная. Атмосферная, мрачная, сложная. Такую с нахрапа не возьмешь. Для Sega-игры у «Судьи Дредда» был довольно-таки комплексный геймплей, задействующий абсолютно все кнопки контроллера. В игру из фильма переехал знаменитый пистолет, стреляющий разнообразными патронами – практически каждый из них подходил для определенной геймплейной ситуации, а врагов можно было не только убивать, но и арестовать. Каюсь – для меня Judge Dredd так и остался крепким орешком. Дальше 16-го уровня мой судья не заходил.

Кардинально от кинематографичного Judge Dredd отличалась еще один экшн по кинолицензии. Обожаемый мною персонаж и, соответственно, мой фаворит из всех 16-битных развлечений – это The Adventures of Batman amp;amp; Robin. Геймплейно это была та же Contra. Бежишь себе слева-направо да уничтожаешь бесконечные волны врагов. Но как это было сделано… Бэт-игра на адреналине, где нельзя останавливаться ни на миг, где локации сменяются одна за другой – от ограбленных ювелирных магазинов и заброшенных складов до научных лабораторий и настоящей Страны чудес, где каждый новый босс безумнее предыдущего (Джокер на воздушном шаре в форме себя любимого, гигантский механический Чеширский кот, Безумный Шляпник в летающем цилиндре, разбрасывающий взрывающимися игрушечными кроликами). Мультяшная, но потрясающе прорисованная графика и совершенно завораживающий техно-саундтрек за авторством небезызвестного Йеспера Кюда. Настоятельно советую хотя бы ради академического интереса поставить себе эмулятор Sega Mega Drive и скачать эту жемчужину. Ну или хотя бы послушать музыку оттуда, благо ее несложно найти на просторах интернета.

И это лишь часть того, на что было потрачена часть детства, о чем ни капли не приходится жалеть. Даже в ту пору можно было найти игру «под себя», на любой вкус. Для игроков помладше прекрасно подходили Aladdin и Flintstones – яркие и красочные приключения, на самом деле бросавшие вызов даже более опытным геймерам. Серьезные игроманы отдавали предпочтение какой-нибудь Dune II: Battle for Arrakis – редкому для консолей того времени представителю стратегий в режиме реального времени. Поклонники гонок находили отдушину в серии Road Rush или безумных MicroMachines. Воспоминания из детства – вечера, просиженные перед пузатым телевизором. Это были 90-е, мы развлекались, как могли.

Похожие записи: